Информация об исполнителе
Борис Александрович Чайковский (1925-1996) советский и российский композитор.
Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1969).
Родился 10 сентября 1925 года в Москве в интеллигентной семье: отец специалист по статистике и экономической географии, мать врач (Борис Чайковский не является родственником П. И. Чайковского). Они хорошо знали литературу и искусство, любили музыку. Этическая основа, заложенная родителями, на всю жизнь стала внутренним стержнем композитора.
В возрасте 9 лет Борис Чайковский поступил в Гнесинскую музыкальную школу, продолжил музыкальное образование в училище имени Гнесиных, а затем в МГК имени П. И. Чайковского (1949) по классу фортепиано у Л. Н. Оборина, композиции у Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича. Некоторое время работал редактором на Всесоюзном радио, однако в 1952 году принял решение полностью посвятить себя композиции.
В последующие годы композитор много сочинял, с 1989 года вплоть до самой кончины был профессором кафедры композиции Института (Российской академии музыки) имени Гнесиных.
Скончался 7 февраля 1996 года. Похоронен в Москве на Армянском кладбище (участок 3).Чайковский принадлежит к так называемым В«композиторам второго поколенияВ», унаследовавшим и развившим как традиции русской классической музыки XIX века (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, так и испытывавшим влияние Д. Д. Шостаковича. В сочинениях Чайковского органично сочетаются интеллектуальное и лирическое начало, философская глубина и утончённость. Его композиторская техника основана на классических средствах с использованием новейших приёмов; после экспериментов с серийной техникой (в Камерной симфонии) и полистилистикой (Вторая симфония) он принимает решение обратиться к традиционной тональности и программной музыке, зачастую используя их, тем не менее, в весьма необычном ракурсе.
Стиль Чайковского отчасти перекликается с творчеством его учителя Николая Мясковского, и отмечен новизной идей, темпераментом и динамизмом. Заметной чертой многих сочинений композитора является использование им простых, зачастую коротких тем и дальнейшее их полифоническое, тематическое, остинатное развитие, что часто приводило к созданию крупных одночастных произведений. Оркестровые работы Чайковского отличаются серьёзностью замысла и индивидуальностью в композиционном решении.
С легкостью используя любые сверхсовременные композиторские средства, Б. Чайковский прежде всего стремился к максимальной простоте и выразительности ключевых элементов музыкальной речи. Его ярчайшая индивидуальность проявлялась в первую очередь на В«молекулярномВ» уровне построения мелодии. Интонация композитора всегда узнаваема будь то короткий мотив или неторопливо разворачивающаяся тема. Дар глубокого философски-поэтического понимания мира проявился уже в ранних сочинениях композитора. Этот дар позволял ему неизменно оставаться самим собой на всех этапах его непростой творческой эволюции.
Творческое наследие Чайковского включает в себя единственную оперу В«ЗвездаВ», оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные романсы. Среди исполнителей его произведений С. А. Самосуд, А. В. Гаук, В. И. Федосеев, Квартет имени Бородина и другие выдающиеся музыканты. Композитор также является автором музыки более чем к тридцати театральным спектаклям и кинофильмам (среди которых В«Женитьба БальзаминоваВ», В«Айболит-66В», В«Гори, гори, моя звездаВ» и др.).
Основные сочинения
опера В«ЗвездаВ» (1949, не окончена)
Оркестровые произведения
Четыре симфонии (1947, 1967, 1980 В«СевастопольскаяВ», 1993 В«Симфония с арфойВ»)
В«ШествиеВ» (1946)
Фантазия на русские народные темы (1950)
Славянская рапсодия (1951)
Симфониетта для струнных (1953)
Каприччио на английские темы (1954)
Увертюра (1957)
Камерная симфония (1967)
Тема и восемь вариаций (1973)
Четыре прелюдии для камерного оркестра (1984)
В«ПодростокВ», симфоническая поэма по Достоевскому (1984)
В«Ветер СибириВ», симфоническая поэма (1984)
В«Музыка для оркестраВ» (1987)
Концерты
Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
Концерт для виолончели с оркестром (1964)
Концерт для скрипки с оркестром (1969)
Концерт для фортепиано с оркестром (1971)
Камерные сочинения
Фортепианный квинтет (1962)
6 струнных квартетов (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976)
Фортепианное трио (1953)
Соната для двух фортепиано (1973)
Соната для скрипки и фортепиано (1959)
Соната для виолончели и фортепиано (1957)
Партита для виолончели и камерного ансамбля (1966)
Две сонаты для фортепиано (1944, 1952), несколько циклов миниатюр для фортепиано
Вокальные сочинения
Вокальные циклы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. А. Заболоцкого для голоса и фортепиано или камерных ансамблей
В«Из КиплингаВ» для меццо-сопрано и альта (1994)
Музыка к театральным спектаклям, радиопостановкам и др.
[править]
Музыка к кинофильмам
1952 Опасный рельс (режиссёр Ханан Шмайн)
1956 Убийство на улице Данте (режиссёр Михаил Ромм)
1956 Ты молодец, Анита! (режиссёры Владимир Кочетов и Евгений Некрасов)
1957 Обыкновенный человек (режиссёр Александр Столбов)
1958 Хождение за три моря (режиссёры Василий Пронин и Ходжа-Ахмад Аббас)
1958 В дни Октября (режиссёр Сергей Васильев)
1959 В«Заре навстречу (режиссёр Татьяна Лукашевич)
1959 АнютаВ» (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1960 Серёжа (режиссёры Георгий Данелия и Игорь Таланкин)
1961 В пути (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1962 Трамвай в другие города (режиссёр Юлий Файт)
1963 Пропало лето (режиссёры Ролан Быков и Никита Орлов)
1963 Прочь с дороги!В» (режиссёр Е. Шорох)
1963 Жертва (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1964 Пока фронт в обороне (режиссёр Юлий Файт)
1964 Женитьба Бальзаминова (режиссёр Константин Воинов)
1965 Дорога к морю (режиссёр Ирина Поплавская)
1966 Мальчик и девочка (режиссёр Юлий Файт)
1966 Айболит-66 (режиссёр Ролан Быков)
1967 Осенние свадьбы (режиссёр Борис Яшин)
1968 Первая девушка (режиссёр Борис Яшин)
1969 Гори, гори моя звезда (режиссёр Александр Митта)
1971 Нюркина жизнь (режиссёр Анатолий Бобровский)
1974 Москва, любовь моя (режиссёры Александр Митта и Кэндзи Ёсида яп. )
1974 Ливень (режиссёр Борис Яшин)
1976 Собственное мнениеВ» (режиссёр Юлий Карасик)
1976 Долги наши (режиссёр Борис Яшин)
1978 Уроки французского (режиссёр Евгений Ташков)
1978 Расмус-бродяга (режиссёр Мария Муат)
1978 Лоскутик и облакоВ» (режиссёр Раса Страутмане)
1978 Как тоску одолели (режиссёр Юрий Трофимов)
1979 Северная сказка (режиссёр Раса Страутмане)
1983 Подросток (режиссёр Евгений Ташков)
1984 Зеленый островВ» (режиссёр Юлий Файт)
1987 Ловкачи (режиссёр Евгений Ташков) Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1969).
Родился 10 сентября 1925 года в Москве в интеллигентной семье: отец специалист по статистике и экономической географии, мать врач (Борис Чайковский не является родственником П. И. Чайковского). Они хорошо знали литературу и искусство, любили музыку. Этическая основа, заложенная родителями, на всю жизнь стала внутренним стержнем композитора.
В возрасте 9 лет Борис Чайковский поступил в Гнесинскую музыкальную школу, продолжил музыкальное образование в училище имени Гнесиных, а затем в МГК имени П. И. Чайковского (1949) по классу фортепиано у Л. Н. Оборина, композиции у Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича. Некоторое время работал редактором на Всесоюзном радио, однако в 1952 году принял решение полностью посвятить себя композиции.
В последующие годы композитор много сочинял, с 1989 года вплоть до самой кончины был профессором кафедры композиции Института (Российской академии музыки) имени Гнесиных.
Скончался 7 февраля 1996 года. Похоронен в Москве на Армянском кладбище (участок 3).Чайковский принадлежит к так называемым В«композиторам второго поколенияВ», унаследовавшим и развившим как традиции русской классической музыки XIX века (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, так и испытывавшим влияние Д. Д. Шостаковича. В сочинениях Чайковского органично сочетаются интеллектуальное и лирическое начало, философская глубина и утончённость. Его композиторская техника основана на классических средствах с использованием новейших приёмов; после экспериментов с серийной техникой (в Камерной симфонии) и полистилистикой (Вторая симфония) он принимает решение обратиться к традиционной тональности и программной музыке, зачастую используя их, тем не менее, в весьма необычном ракурсе.
Стиль Чайковского отчасти перекликается с творчеством его учителя Николая Мясковского, и отмечен новизной идей, темпераментом и динамизмом. Заметной чертой многих сочинений композитора является использование им простых, зачастую коротких тем и дальнейшее их полифоническое, тематическое, остинатное развитие, что часто приводило к созданию крупных одночастных произведений. Оркестровые работы Чайковского отличаются серьёзностью замысла и индивидуальностью в композиционном решении.
С легкостью используя любые сверхсовременные композиторские средства, Б. Чайковский прежде всего стремился к максимальной простоте и выразительности ключевых элементов музыкальной речи. Его ярчайшая индивидуальность проявлялась в первую очередь на В«молекулярномВ» уровне построения мелодии. Интонация композитора всегда узнаваема будь то короткий мотив или неторопливо разворачивающаяся тема. Дар глубокого философски-поэтического понимания мира проявился уже в ранних сочинениях композитора. Этот дар позволял ему неизменно оставаться самим собой на всех этапах его непростой творческой эволюции.
Творческое наследие Чайковского включает в себя единственную оперу В«ЗвездаВ», оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные романсы. Среди исполнителей его произведений С. А. Самосуд, А. В. Гаук, В. И. Федосеев, Квартет имени Бородина и другие выдающиеся музыканты. Композитор также является автором музыки более чем к тридцати театральным спектаклям и кинофильмам (среди которых В«Женитьба БальзаминоваВ», В«Айболит-66В», В«Гори, гори, моя звездаВ» и др.).
Основные сочинения
опера В«ЗвездаВ» (1949, не окончена)
Оркестровые произведения
Четыре симфонии (1947, 1967, 1980 В«СевастопольскаяВ», 1993 В«Симфония с арфойВ»)
В«ШествиеВ» (1946)
Фантазия на русские народные темы (1950)
Славянская рапсодия (1951)
Симфониетта для струнных (1953)
Каприччио на английские темы (1954)
Увертюра (1957)
Камерная симфония (1967)
Тема и восемь вариаций (1973)
Четыре прелюдии для камерного оркестра (1984)
В«ПодростокВ», симфоническая поэма по Достоевскому (1984)
В«Ветер СибириВ», симфоническая поэма (1984)
В«Музыка для оркестраВ» (1987)
Концерты
Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
Концерт для виолончели с оркестром (1964)
Концерт для скрипки с оркестром (1969)
Концерт для фортепиано с оркестром (1971)
Камерные сочинения
Фортепианный квинтет (1962)
6 струнных квартетов (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976)
Фортепианное трио (1953)
Соната для двух фортепиано (1973)
Соната для скрипки и фортепиано (1959)
Соната для виолончели и фортепиано (1957)
Партита для виолончели и камерного ансамбля (1966)
Две сонаты для фортепиано (1944, 1952), несколько циклов миниатюр для фортепиано
Вокальные сочинения
Вокальные циклы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Н. А. Заболоцкого для голоса и фортепиано или камерных ансамблей
В«Из КиплингаВ» для меццо-сопрано и альта (1994)
Музыка к театральным спектаклям, радиопостановкам и др.
[править]
Музыка к кинофильмам
1952 Опасный рельс (режиссёр Ханан Шмайн)
1956 Убийство на улице Данте (режиссёр Михаил Ромм)
1956 Ты молодец, Анита! (режиссёры Владимир Кочетов и Евгений Некрасов)
1957 Обыкновенный человек (режиссёр Александр Столбов)
1958 Хождение за три моря (режиссёры Василий Пронин и Ходжа-Ахмад Аббас)
1958 В дни Октября (режиссёр Сергей Васильев)
1959 В«Заре навстречу (режиссёр Татьяна Лукашевич)
1959 АнютаВ» (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1960 Серёжа (режиссёры Георгий Данелия и Игорь Таланкин)
1961 В пути (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1962 Трамвай в другие города (режиссёр Юлий Файт)
1963 Пропало лето (режиссёры Ролан Быков и Никита Орлов)
1963 Прочь с дороги!В» (режиссёр Е. Шорох)
1963 Жертва (режиссёр Мери Анджапаридзе)
1964 Пока фронт в обороне (режиссёр Юлий Файт)
1964 Женитьба Бальзаминова (режиссёр Константин Воинов)
1965 Дорога к морю (режиссёр Ирина Поплавская)
1966 Мальчик и девочка (режиссёр Юлий Файт)
1966 Айболит-66 (режиссёр Ролан Быков)
1967 Осенние свадьбы (режиссёр Борис Яшин)
1968 Первая девушка (режиссёр Борис Яшин)
1969 Гори, гори моя звезда (режиссёр Александр Митта)
1971 Нюркина жизнь (режиссёр Анатолий Бобровский)
1974 Москва, любовь моя (режиссёры Александр Митта и Кэндзи Ёсида яп. )
1974 Ливень (режиссёр Борис Яшин)
1976 Собственное мнениеВ» (режиссёр Юлий Карасик)
1976 Долги наши (режиссёр Борис Яшин)
1978 Уроки французского (режиссёр Евгений Ташков)
1978 Расмус-бродяга (режиссёр Мария Муат)
1978 Лоскутик и облакоВ» (режиссёр Раса Страутмане)
1978 Как тоску одолели (режиссёр Юрий Трофимов)
1979 Северная сказка (режиссёр Раса Страутмане)
1983 Подросток (режиссёр Евгений Ташков)
1984 Зеленый островВ» (режиссёр Юлий Файт)
1987 Ловкачи (режиссёр Евгений Ташков) Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
показывать / спрятать больше