Информация об исполнителе
Группа «Телевизор» образовалась в Ленинграде в 1984 году на обломках арт-роковой группы «Озеро» и дебютировала сразу на 2 фестивале Ленинградского Рок-клуба 1984 года, войдя в число лауреатов, причем лидер группы, студент английского отделения филфака Ленинградского ГосУниверситета Михаил Борзыкин был отдельно отмечен как автор лучших текстов. Столь же успешно выступил «Телевизор» на 3 фестивале на следующий год, опять став лауреатом. Сначала «Телевизор» исполнял оригинальные и самобытные песни в эстетике новой волны, однако не лишенные лирических и романтических интонаций. Все это было несколько «аквариумоподобно» и вызвало иронию у многих зрителей. Впрочем, критик из «Рокси», главного и единственного ленинградского рок-журнала тех лет отнесся к группе благосклонно:
К 1986 году и следующему фестивалю лидер группы Борзыкин занял активную жизненную позицию и в репертуаре группы появились созвучные эпохе перестройки остропублицистические композиции - «Выйти», «Мы идем» и др. Вот как описывает выступление группы на 4 фестивале 1986 года член жюри Александр Житинский в «Записках рок-дилетанта»:
Не разделяя обличительный пафос и безусловное подчинение музыки тексту группу покидают сначала гитарист Игорь Петров, а потом и басист Гога Копылов. В марте 1986 года «Телевизор» играет в Казани на неделе «Музыка и молодежь». В 1987 году «Телевизор» выступает с еще более острой программой на 5 фестивале. Их выступление сопровождалось дополнительным скандалом - Борзыкин исполнил незалитованные, то есть не разрешенные к публичному исполнению тексты. Несмотря на формальный скандал этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что несмотря на запреты каждый может выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступление группы было отмечено спецпризом жюри «за художественную цельность». Также жюри назвало песню «Дети уходят» лучшей композицией и отдельно отметило работу звукооператора Сергея Еремина. В качестве иллюстрации еще одна цитата из книги А.Житинского «Записки рок-дилетанта» об этом выступлении:
В том же 1987 году «Телевизор» с успехом выступает на крупном фестивале в Подольске, а также записывает второй альбом «Отечество иллюзий», где все остросоциальные хиты и содержатся. То и другое делает группу достаточно известной в стране. В апреле того же года группа вноьв играет в Казани на неделе «Музыка и молодежь», в июле - на 1 фестивале рижского рок-клуба, в ноябре - на 3 фестивале молодежи «Рок-87» в Горьком. 6 Фестиваль ленинградского рок-клуба 1988 года опять сопровождается скандалом, связанным с именем Борзыкина. Михаил возглавил демонстрацию, требовавшую разрешения на проведение фестиваля. Впрочем, эта акция была скорее отголоском прошлых бунтов. Группа выступила на фестивале с новой программой, где музыкальный аскетизм сменился гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов уступила место более философско-рассудительным интонациям. С новой программой группа выступает на «Рок-форуме» в Вильнюсе, в Москве, а летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности «Телвизора». Группа играет в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. Вместе с потерей интереса к советской перестройке и социальным советским рок-группам останавливается и гастрольная жизнь «Телевизора». Музыканты привозят из Европы собственную студию, на которой сначала записывают собственные альбомы. Конфликт из-за использования студийного оборудования приводит к распаду группы зимой 1990-1991 года. Ставшая причиной раздора студия остается у музыкантов «телевизора» и получает известность, как «студия на Фонтанке», где писались Гребенщиков, «Наутилус», «Колибри», многие другие, а также озвучивалась «Санта-Барбара». Михаил Борзыкин записал с тех пор ряд сольных альбомов с помощью клавишника Константина Шумайлова, одновременно работая на одной из петербургских радиостанций.
В 1987 году после выхода альбома «Отечество иллюзий» «Телевизор» входит в пятерку самых известных групп в СССР и на пятом фестивале занимает второе место, обогнав и «Алису», и «Аквариум», и «Кино». С 1987 по 1990 группа успешно гастролирует по всей территории СССР и в Европе, принимая участие в многочисленных рок-фестивалях, клубных и стадионных сольных концертах. В 1988 году группой записан альбом «Отчуждение», который так и не вышел в свет из-за неудачного менеджмента. В 1990 «Телевизор» создает в Ленинграде звукозаписывающую студию, в которой рождается следующий альбом группы - «Мечта самоубийцы». В 1993 году выходит альбом «Дым-туман» и группа снова успешно гастролирует. 1996 год ознаменовался для «Телевизора» альбомом «Двое», а к концу 1999 года был записан альбом «7 б».
В 2004 году группа выпускает альбом «МегаМизантроп», а год спустя всё-таки издаётся заново перезаписанный третий альбом «Телевизора» «Отчуждение» (Издан под названием «Отчуждение 2005». Оригинальный вариант альбома неизвестным образом просочился в Сеть, предположительно руками пиратов.
Начиная с 2007 года «Телевизор» начинает активно принимать участие в Маршах Несогласных и ряде других акций, организованных оппозиционной организацией «Другая Россия». На одном из них Борзыкин исполнил новую песню под названием «Заколотите подвал», в которой критиковались современные российские реалии и стиль правления Владимира Путина. Этот шаг с одной стороны смог отчасти вернуть интерес к группе, о которой к тому моменту помнили лишь ценители русского рока, а заодно вернуться к остросоциальной тематике времён Отечества иллюзий, но с другой стороны были отменены наметившиеся было теле- и радиоэфиры.
25 апреля 2009 года группа выпустила новый альбом «Дежавю».
За 16 лет своего существования состав «Телевизора» менялся пять раз. Единственным неизменным участником «Телевизора» все эти годы был Михаил Борзыкин – лидер группы, вокалист, автор текстов, музыки и аранжировок.
«Телевизор» мне кажется одним из самых перспективных ансамблей Ленинграда, у них своеобразный стиль, надежный басист Копылов, интересный гитарист Беляев с запоминающейся манерой игры. Тексты Борзыкина отличаются и от текстов других групп и от его собственных годовой давности. Он избавился от некоторого морализаторства ( «Мания величия», «До мажор»). Сейчас в его песнях редко встретишь героя, с какими-то однозначными взглядами и отношениями. Там скорее ситуации, которые так или иначе осмысляются. Чем-то мне это напоминает Костю Кинчева: «Огнетушитель», «Соковыжиматель»? И на сцене они выглядели хорошо. Тем не менее есть ряд причин, мешающих «Телевизору» достичь ранга звезд первой величины. Например, в прошлом году «Телевизор» выступал три раза, в этом - пока два. Создается впечатление, что смысл существования группы сводится к получению звания лауреатов на очередном фестивале. Другие причины - отсутствие студийной фонограммы, которая позволила бы слушателям лучше понять концепцию группы и наличие концертных записей жуткого качества. На этих записях все живое впечатление от «Телевизора» портится. Кроме того, Борзыкин, как и Цой, судя по всему, человек настроения. Если он заряжен - концерт получается блестящим, все стонут от восторга, если же он не в настроении - все идет вяло, как было на лауреатских концертах в прошлом году, да и в этом тоже. Да и то, что он даже не пытался петь, пользоваться голосом, тоже вряд ли можно записать в актив.»
К 1986 году и следующему фестивалю лидер группы Борзыкин занял активную жизненную позицию и в репертуаре группы появились созвучные эпохе перестройки остропублицистические композиции - «Выйти», «Мы идем» и др. Вот как описывает выступление группы на 4 фестивале 1986 года член жюри Александр Житинский в «Записках рок-дилетанта»:
«Настал черед групп, вызвавших наибольшие споры. Прием им был оказан отменный , зал «стоял на ушах», но в лауреатстве всем было отказано. Я говорю о «Телевизоре», «Выставке» и «Присутствии». Несмотря на непохожесть музыки их роднит между собою пафос ниспровержения. Чего? Да всего. Что попадется под руку, - машин и конвейеров, «компетентных лиц», рок-дилетантов (кстати), старых кумиров и вообще всех, кто их не понимает. Выступление «Телевизора» внешне было очень впечатляющим: Михаил Борзыкин в красном пиджаке властвовал на сцене, заполненной манекенообразными актерами пантомимы. Если быть честным, в плакатном выступлении этих групп мне не хватало оттенков, нюансов. И чувства юмора, кстати, которое является прекрасным индикатором человечности.»
Не разделяя обличительный пафос и безусловное подчинение музыки тексту группу покидают сначала гитарист Игорь Петров, а потом и басист Гога Копылов. В марте 1986 года «Телевизор» играет в Казани на неделе «Музыка и молодежь». В 1987 году «Телевизор» выступает с еще более острой программой на 5 фестивале. Их выступление сопровождалось дополнительным скандалом - Борзыкин исполнил незалитованные, то есть не разрешенные к публичному исполнению тексты. Несмотря на формальный скандал этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что несмотря на запреты каждый может выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступление группы было отмечено спецпризом жюри «за художественную цельность». Также жюри назвало песню «Дети уходят» лучшей композицией и отдельно отметило работу звукооператора Сергея Еремина. В качестве иллюстрации еще одна цитата из книги А.Житинского «Записки рок-дилетанта» об этом выступлении:
«Михаил Борзыкин и «Телевизор» верны своему жанру «политического плаката», Делают они его уверенно и классно. Претензий у меня к ним нет, они заслуженно получили приз «за художественную цельность программы», Музыки по-прежнему маловато, разве что в песне «Отечество Иллюзий». Публицистическая острота Борзыкина направлена против «отцов», в том числе против меня, я прекрасно это осознаю, и все же с упорством, достойным лучшего применения, я буду настаивать не на разъединении, а на объединении. И, когда Борзыкин поет сильную песню «Твой Папа - Фашист», я почему-то вспоминаю Павлика Морозова, пионерского героя моего детства, которому велено было подражать, когда я был маленьким. Лишь много позже я понял, что отношения между сыном и отцом должны прежде всего строиться на любви, а не на разности политических платформ и ненависти? Это вовсе не к тому, что сын должен повторять ошибки отца. И даже песня «Дети уходят» , где Борзыкин предстает несколько в ином качестве, более лирическом , что ли, не очень радует меня своим выводом:
"Только прошлое в ваших руках
Ну, а завтрашний день вам у них не отнять.
Лица, их чистые светлые лица
Не узнают печали, вашей нелепой печали.
Из города прочь, к новой отчизне,
Чтоб сначала, начать все сначала"
Мне хотелось бы, чтобы и эти дети тоже узнали печаль, ибо без нее человек жесток. И если эти ушедшие дети разрушат все и начнут строить сначала, то они добьются только того, что их дети сделают то же самое?»
"Только прошлое в ваших руках
Ну, а завтрашний день вам у них не отнять.
Лица, их чистые светлые лица
Не узнают печали, вашей нелепой печали.
Из города прочь, к новой отчизне,
Чтоб сначала, начать все сначала"
Мне хотелось бы, чтобы и эти дети тоже узнали печаль, ибо без нее человек жесток. И если эти ушедшие дети разрушат все и начнут строить сначала, то они добьются только того, что их дети сделают то же самое?»
В том же 1987 году «Телевизор» с успехом выступает на крупном фестивале в Подольске, а также записывает второй альбом «Отечество иллюзий», где все остросоциальные хиты и содержатся. То и другое делает группу достаточно известной в стране. В апреле того же года группа вноьв играет в Казани на неделе «Музыка и молодежь», в июле - на 1 фестивале рижского рок-клуба, в ноябре - на 3 фестивале молодежи «Рок-87» в Горьком. 6 Фестиваль ленинградского рок-клуба 1988 года опять сопровождается скандалом, связанным с именем Борзыкина. Михаил возглавил демонстрацию, требовавшую разрешения на проведение фестиваля. Впрочем, эта акция была скорее отголоском прошлых бунтов. Группа выступила на фестивале с новой программой, где музыкальный аскетизм сменился гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов уступила место более философско-рассудительным интонациям. С новой программой группа выступает на «Рок-форуме» в Вильнюсе, в Москве, а летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности «Телвизора». Группа играет в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. Вместе с потерей интереса к советской перестройке и социальным советским рок-группам останавливается и гастрольная жизнь «Телевизора». Музыканты привозят из Европы собственную студию, на которой сначала записывают собственные альбомы. Конфликт из-за использования студийного оборудования приводит к распаду группы зимой 1990-1991 года. Ставшая причиной раздора студия остается у музыкантов «телевизора» и получает известность, как «студия на Фонтанке», где писались Гребенщиков, «Наутилус», «Колибри», многие другие, а также озвучивалась «Санта-Барбара». Михаил Борзыкин записал с тех пор ряд сольных альбомов с помощью клавишника Константина Шумайлова, одновременно работая на одной из петербургских радиостанций.
В 1987 году после выхода альбома «Отечество иллюзий» «Телевизор» входит в пятерку самых известных групп в СССР и на пятом фестивале занимает второе место, обогнав и «Алису», и «Аквариум», и «Кино». С 1987 по 1990 группа успешно гастролирует по всей территории СССР и в Европе, принимая участие в многочисленных рок-фестивалях, клубных и стадионных сольных концертах. В 1988 году группой записан альбом «Отчуждение», который так и не вышел в свет из-за неудачного менеджмента. В 1990 «Телевизор» создает в Ленинграде звукозаписывающую студию, в которой рождается следующий альбом группы - «Мечта самоубийцы». В 1993 году выходит альбом «Дым-туман» и группа снова успешно гастролирует. 1996 год ознаменовался для «Телевизора» альбомом «Двое», а к концу 1999 года был записан альбом «7 б».
В 2004 году группа выпускает альбом «МегаМизантроп», а год спустя всё-таки издаётся заново перезаписанный третий альбом «Телевизора» «Отчуждение» (Издан под названием «Отчуждение 2005». Оригинальный вариант альбома неизвестным образом просочился в Сеть, предположительно руками пиратов.
Начиная с 2007 года «Телевизор» начинает активно принимать участие в Маршах Несогласных и ряде других акций, организованных оппозиционной организацией «Другая Россия». На одном из них Борзыкин исполнил новую песню под названием «Заколотите подвал», в которой критиковались современные российские реалии и стиль правления Владимира Путина. Этот шаг с одной стороны смог отчасти вернуть интерес к группе, о которой к тому моменту помнили лишь ценители русского рока, а заодно вернуться к остросоциальной тематике времён Отечества иллюзий, но с другой стороны были отменены наметившиеся было теле- и радиоэфиры.
25 апреля 2009 года группа выпустила новый альбом «Дежавю».
За 16 лет своего существования состав «Телевизора» менялся пять раз. Единственным неизменным участником «Телевизора» все эти годы был Михаил Борзыкин – лидер группы, вокалист, автор текстов, музыки и аранжировок.
wiki, last.fm
показывать / спрятать больше