Информация об исполнителе
Родился в семье сельского учителя. Первые музыкальные навыки получил под руководством отца и органиста И. Б. Вайса в Хёршинге. В 1837 г. был принят хористом в монастырь Санкт-Флориан близ Линца, там же обучался игре на органе и скрипке. Большое влияние на формирование будущего музыканта оказало звучание органа монастырской церкви, одного из лучших в Австрии. В 18411845 гг., после прохождения курса на должность учителя в Линце, работал помощником учителя в деревнях Виндхааг и Кроннсторф, где были написаны первые музыкальные сочинения; в 18451855 школьный учитель в Санкт-Флориане, с 1848 г. также органист монастыря. В 1855 г. стал соборным органистом Линца. С этого времени начинается, собственно, музыкальная деятельность Брукнера. В 18561861 гг. он проходит заочный курс у крупнейшего австрийского музыкального теоретика С. Зехтера, в 18611863 гг. занимается под руководством дирижера Линцкого оперного театра О. Китцлера, под влиянием которого изучает оперы Вагнера. В 1865 г. на премьере оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в Мюнхене состоялось личное знакомство Вагнера и Брукнера. В 1864 г. закончено первое зрелое сочинение Брукнера Месса ре-минор ( 1), в 1866 г. первая симфония (исполнена в 1868 г. в Линце под управлением автора). С 1868 г. Брукнер живет в Вене, преподаватель гармонии, контрапункта и органа в консерватории венского Общества друзей музыки; с 1875 г. доцент Венского университета, с 1878 г. органист Придворной капеллы. В 1869 г. как органист гастролировал во Франции (Нанси, Париж), в 1871 г. в Великобритании (Лондон, был приглашен на открытие «Альберт-холла»). В Вене Брукнер столкнулся с трудностями восприятия его музыки публикой и музыкантами. Только после премьеры седьмой симфонии (1884, Лейпциг) к нему пришла широкая известность; в последнее десятилетие жизни Брукнера его симфонии входят в репертуар крупнейших дирижеров (Г. Рихтера, А. Никиша, Ф. Вайнгартнера и др.). Брукнер был удостоен ордена Франца-Иосифа (1886), звания почетного доктора философии Венского университета (1891). Согласно своему завещанию, похоронен в Санкт-Флориане.
Основную часть наследия Брукнера составляет симфоническая и духовная музыка. Наряду с Брамсом и Малером, Брукнер является одним из крупнейших австро-немецких симфонистов второй половины XIX в. Необычность и сложность музыкального языка, выделяющая Брукнера среди современных ему композиторов, связана с условиями становления его творческой индивидуальности. Композиторский стиль Брукнера формировался под влиянием самых различных, порой противоположных музыкальных традиций. В течение долгого времени Брукнер пребывал в сфере церковной музыки, которая в австрийской традиции мало менялась на протяжении веков, и только в сорокалетнем возрасте обратился к инструментальным жанрам, позднее сосредоточившись на симфоническом творчестве. Брукнер опирался на традиционный тип 4-хчастной симфонии, образцом ему служили симфонии Бетховена (прежде всего девятая симфония, ставшая своеобразной «моделью» для его произведений); идея «программной» музыки, получившая большое распространение в эпоху позднего романтизма, была ему чужда. Но и в симфониях Брукнера можно найти влияние барочной музыкальной традиции (в тематизме и формообразовании). Уделяя большое значение теоретическим знаниям, Брукнер в совершенстве овладел музыкальной теорией и полифонической техникой; полифония играет в его музыке существенную роль (наиболее характерна в этом отношении пятая симфония). Один из величайших органистов-импровизаторов своего времени, Брукнер нередко переносил на оркестр характерные для органа типы фактуры, принципы распределения тембров; при звучании его симфоний порой возникают ассоциации и с церковной акустикой. Глубокая религиозность Брукнера, позволявшая ему посвятить свои лучшие сочинения «Te Deum» и девятую симфонию «любимому Богу», проявляется в частом обращении к сфере «григорианского» хорала и, прежде всего, в мистической созерцательности медленных частей его симфоний, в экстатических кульминациях, в которых субъективные переживания, страдания отдельного человека растворяются в преклонении перед величием Творца. Брукнер глубоко почитал Вагнера и считал его величайшим из современных композиторов (Вагнеру посвящена третья симфония, под впечатлением от смерти Вагнера написана медленная часть седьмой симфонии); его влияние отразилось на гармонии и оркестровке брукнеровских произведений. При этом музыкально-эстетические идеи Вагнера были за пределами интересов Брукнера, воспринимавшего исключительно музыкальную сторону вагнеровского творчества. Сам Вагнер высоко ценил Брукнера и высказывался о нем как о «величайшем симфонисте после Бетховена». Большие масштабы брукнеровских симфоний, тяготение к массивным, мощным оркестровым краскам, протяженность и монументальность развертывания позволяют говорить об эпических чертах его стиля. Убежденный в изначальной гармонии и цельности мироздания, Брукнер следует в каждой симфонии устойчивой, раз и навсегда избранной «модели», предполагающей конечное утверждение гармоничного, светлого начала. Обострением трагических конфликтов, особенно интенсивным симфоническим развитием отмечены три последних симфонии Брукнера (седьмая, восьмая и девятая). Большинство произведений Брукнера имеют несколько редакций или вариантов, нередко существенно отличающихся друг от друга. Это связано с тем, что композитор шел на уступки своему времени, пытаясь сделать свои произведения более доступными, а также с повышенной самокритичностью Брукнера, его непрерывной творческой эволюцией. Входившие в его ближайшее окружение друзья и ученики также вносили большие изменения в брукнеровские партитуры (часто без его согласия), предназначавшиеся для исполнения и печати. В результате этого в течение многих лет музыка Брукнера представала перед публикой в измененном виде. Подлинные партитуры произведений Брукнера были впервые опубликованы только в 30-40-е гг. ХХ в., в рамках собрания сочинений композитора.
В 1928 г.в Вене было образовано Международное общество Брукнера. В Линце регулярно проводится посвященный Брукнеру музыкальный фестиваль.
11 симфоний, включая 2, не обозначенные номерами (3-я 1873, вторая ред. 1877-78, третья ред. 1889; 4-я «Романтическая» 1874, 2 ред. 1878-80., третья ред. 1888; 5-я 1876-78; 7-я 1883; 8-я 1887, вторая ред. 1890; девятая, незавершенная 1896); духовная музыка (Реквием 1849; Магнификат 1852; 3 большие мессы 1864, 1866 для хора и духового оркестра (вторая ред. 1882), 1868; Te Deum 1884; псалмы, мотеты и др.); светские хоры («Germanenzug» для мужского хора и духового оркестра 1864; «Helgoland» для мужского хора и орк. 1890 и др.); сочинения для органа; струнный квинтет (1879) и др.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Основную часть наследия Брукнера составляет симфоническая и духовная музыка. Наряду с Брамсом и Малером, Брукнер является одним из крупнейших австро-немецких симфонистов второй половины XIX в. Необычность и сложность музыкального языка, выделяющая Брукнера среди современных ему композиторов, связана с условиями становления его творческой индивидуальности. Композиторский стиль Брукнера формировался под влиянием самых различных, порой противоположных музыкальных традиций. В течение долгого времени Брукнер пребывал в сфере церковной музыки, которая в австрийской традиции мало менялась на протяжении веков, и только в сорокалетнем возрасте обратился к инструментальным жанрам, позднее сосредоточившись на симфоническом творчестве. Брукнер опирался на традиционный тип 4-хчастной симфонии, образцом ему служили симфонии Бетховена (прежде всего девятая симфония, ставшая своеобразной «моделью» для его произведений); идея «программной» музыки, получившая большое распространение в эпоху позднего романтизма, была ему чужда. Но и в симфониях Брукнера можно найти влияние барочной музыкальной традиции (в тематизме и формообразовании). Уделяя большое значение теоретическим знаниям, Брукнер в совершенстве овладел музыкальной теорией и полифонической техникой; полифония играет в его музыке существенную роль (наиболее характерна в этом отношении пятая симфония). Один из величайших органистов-импровизаторов своего времени, Брукнер нередко переносил на оркестр характерные для органа типы фактуры, принципы распределения тембров; при звучании его симфоний порой возникают ассоциации и с церковной акустикой. Глубокая религиозность Брукнера, позволявшая ему посвятить свои лучшие сочинения «Te Deum» и девятую симфонию «любимому Богу», проявляется в частом обращении к сфере «григорианского» хорала и, прежде всего, в мистической созерцательности медленных частей его симфоний, в экстатических кульминациях, в которых субъективные переживания, страдания отдельного человека растворяются в преклонении перед величием Творца. Брукнер глубоко почитал Вагнера и считал его величайшим из современных композиторов (Вагнеру посвящена третья симфония, под впечатлением от смерти Вагнера написана медленная часть седьмой симфонии); его влияние отразилось на гармонии и оркестровке брукнеровских произведений. При этом музыкально-эстетические идеи Вагнера были за пределами интересов Брукнера, воспринимавшего исключительно музыкальную сторону вагнеровского творчества. Сам Вагнер высоко ценил Брукнера и высказывался о нем как о «величайшем симфонисте после Бетховена». Большие масштабы брукнеровских симфоний, тяготение к массивным, мощным оркестровым краскам, протяженность и монументальность развертывания позволяют говорить об эпических чертах его стиля. Убежденный в изначальной гармонии и цельности мироздания, Брукнер следует в каждой симфонии устойчивой, раз и навсегда избранной «модели», предполагающей конечное утверждение гармоничного, светлого начала. Обострением трагических конфликтов, особенно интенсивным симфоническим развитием отмечены три последних симфонии Брукнера (седьмая, восьмая и девятая). Большинство произведений Брукнера имеют несколько редакций или вариантов, нередко существенно отличающихся друг от друга. Это связано с тем, что композитор шел на уступки своему времени, пытаясь сделать свои произведения более доступными, а также с повышенной самокритичностью Брукнера, его непрерывной творческой эволюцией. Входившие в его ближайшее окружение друзья и ученики также вносили большие изменения в брукнеровские партитуры (часто без его согласия), предназначавшиеся для исполнения и печати. В результате этого в течение многих лет музыка Брукнера представала перед публикой в измененном виде. Подлинные партитуры произведений Брукнера были впервые опубликованы только в 30-40-е гг. ХХ в., в рамках собрания сочинений композитора.
В 1928 г.в Вене было образовано Международное общество Брукнера. В Линце регулярно проводится посвященный Брукнеру музыкальный фестиваль.
11 симфоний, включая 2, не обозначенные номерами (3-я 1873, вторая ред. 1877-78, третья ред. 1889; 4-я «Романтическая» 1874, 2 ред. 1878-80., третья ред. 1888; 5-я 1876-78; 7-я 1883; 8-я 1887, вторая ред. 1890; девятая, незавершенная 1896); духовная музыка (Реквием 1849; Магнификат 1852; 3 большие мессы 1864, 1866 для хора и духового оркестра (вторая ред. 1882), 1868; Te Deum 1884; псалмы, мотеты и др.); светские хоры («Germanenzug» для мужского хора и духового оркестра 1864; «Helgoland» для мужского хора и орк. 1890 и др.); сочинения для органа; струнный квинтет (1879) и др.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше