Информация об исполнителе
Дэйв Брубек (Dave Brubeck) с четырех лет обучался игре на фортепиано (первые уроки получил от матери), а с девяти на виолончели. В 13 лет начал выступать на публичных концертах. До начала 40-х годов эпизодически играл в различных эстрадных ансамблях (в частности, как исполнитель хиллбилли), диксилендовых и свинговых оркестрах. В 193842 годах учился в Пасифик-колледже в Стоктоне, где руководил студенческим ансамблем из 12 человек; одновременно с этим выступал в клубах, в том числе с певицей и пианисткой Клео Браун. Затем поступил в оклендский Миллс-колледж, где занимался композицией у Дариуса Мийо, посещал лекции Арнольда Шенберга в Калифорнийском университете. В связи с мобилизацией в армию был вынужден прервать обучение. В 1944 руководил военным оркестром в Европе, а кроме того, работал как аранжировщик и пианист. Во время службы Дейв Брубек встретил Пола Дезмонда. Получив санкцию властей, досрочно вернулся в США для продолжения образования. В 1946 Дэйв возобновил занятия у Д. Мийо (композиция) и Фрэда Саатмена (фортепиано).
В этот период впервые проявил серьезный интерес к джазу. По инициативе Мийо и при его содействии, в 1948 году организовал экспериментальный октет JAZZ WORKSHOP ENSEMBLE, членами которого были Дик Коллинз (тромбон), Билл Смит (кларнет, баритон-саксофон), Пол Дезмонд (альт-саксофон, кларнет, фортепиано), Дэвид Ван-Кридт (тенор-саксофон), Рон Кротти (контрабас) и Кол Тьядер (ударные, вибрафон, бонги). В этом составе были записаны первые пластинки. В течение короткого времени сотрудничал с Майлзом Дэвисом. В 194950 годах играл в составе трио, образовавшегося из ритм-группы октета (с Рон Кротти и К. Тьядером Хербом Барменом). В 1961 создал свой квартет (с Полом Дезмондом), вскоре завоевав вместе с ним мировую славу. В период существования этого ансамбля (до 1967) в нем участвовали также: басист Рон Кротти, Фред Даттон (контрабас, фагот), Уайт «Булл» Рутер, Боб Бэйтс и Джин Райт, на ударных X. Бармен, Ллойд Дэвис, Джо Додж и Джо Морелло.
Квартет выступал в Чикаго, с 1962 в Нью-Йорке (вначале преимущественно в колледжах и университетах, позднее в самых престижных джаз-клубах и концертных залах, неоднократно в Карнеги-холле), с 1953 занимал ведущие места в анкетах журнала Down Beat (в 195860 2-е место после MODERN JAZZ QUARTET). Много гастролировал в США и различных странах мира (с 1958) в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии (1960), Японии и других. На счету ансамбля многочисленные выступления на фестивалях джаза в Ньюпорте, Варшаве, Берлине и т.д. После ухода Paul Desmond, решившего работать самостоятельно, его сменил Gerry Mulligan(баритон-саксофон); Алан Доусон (ударные) занял место Дж. Морелло. В новом составе квартет дебютировал в Лондоне в 1968 году. В 70-е годы Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор (создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, ораторию, симфоническую поэму), преподавал в Калифорнийском университете. В 1972 организовал «семейное» комбо NEW BRUBECK QUARTET с сыновьям Крисом (тромбон, электро-бас-гитара), Дариусом (кларнет, электро-клавишные) и Дэнни (ударные). В 1987 посетил СССР с ансамблем, в состав которого вошли кроме него самого Билл Смит (кларнет), К. Брубек (бас-гитара,тромбон) и Рэнди Джонс (ударные).
Неповторимая индивидуальность его музыки, невозможность ее копирования, позволяют говорить о «стиле Брубека» как о явлении, единственном в своем роде. Брубек один из ведущих представителей мэйнстрима (с диапазоном интересов от вест-коуст-стиля до кул-джаза, необопа и «третьего течения»), занимающий положение между двумя крайними стилевыми полюсами традиционализмом и авангардизмом, стремящимся к органичному единству старого и нового, к прогрессу как последовательному обновлению традиций, совершенствованию и универсализации музыкального языка джаза по аналогии с академической музыкальной классикой. Для Брубека характерна и естественна как тенденция к сближению с европейским музыкальным мышлением, так и к отказу от приоритета негритянской идиоматики, утвердившихся в практике форм свингования.
Обширен стилевой спектр музыки Брубека. Он принадлежит к числу лидеров вест-коуст-джаза (наряду с Дж. Маллиганом). Является создателем и руководителем первых ансамблей кул-стиля в 1948-51 (одновременно с М. Лэйвисом, Дж. Ширингом, Л. Тристано), несколько опередил MJG в опытах со звучанием фортепиано и вибрафона. Заложил основы (вместе с Л. Тристано) камерного джазового стиля (синтез элементов кол-джаза, хард-бопа и академической камерной музыки). Способствовал возникновению самостоятельного направления в джазе, связанного с разработкой барочной стилистики и необахианством (барок-джаз, play Bach jazz), продолжив эксперименты, начатые в 30-е годы (Эдди Саут, Стефан Граппелли, «Джанго» Рейнхардт, Бенни Гудмен). Внес важный вклад в становление современного симфоджаза и музыки «третьего течения»; еще до Гюнтера Шуллера в 1950 призвал музыкантов к активной работе в русле интеграции джаза и современного академического музыкального искусства, к овладению профессиональной композиторской техникой.
Особая область в творчестве Брубека его «жанровые» эксперименты, попытки введения в модерн-джаз (как бы «перевода» на джазовый язык) нетипичных для него прежде жанров (рондо, чеконы, фуги, инвенции, хорала, марша, вальса, мазурки, регтайма, буги-вуги, самбо и других).
Посетил Россию с концертами в 1997, где вместе в Владимиром Познером была записана передача "Brubeck returns to Moscow". Примечательно, что в ней Дейв заявил, что одна из его бабушек была родом из Белоруссии.
Корни и влияние: Darius Milaud, Erroll Garner, Art Tatum, Fats Waller, Teddy Wilson, Johann Sebastian Bach, Duke Ellington, Marian McPartland
Последователи: Charlie Rich, Tomasz Stanko, Jiri Stivin, Blue Rondo (A La Turk), Carsten Dahl
Исполнял произведения: Lola Brubeck, Paul Desmond, Jerome Kern, Cole Porter, Richard Rodgers, W.C. Handy, Hoagy Carmichael, Allie Wrubel, Oscar Hammerstein II, Larry Morey, James VanHeusen, Johnny Mercer, Herbert Magidson, Lorenz Hart, J. Fred Coots, Harry Link, Frank Churchill, Dave VanKriedt, Duke Ellington
Cотрудничал: Joe Morello, Russell Gloyd, Dave Brubeck Quartet, Eugene Wright, Chris Brubeck, Jack Six, Teo Macero, Randy Jones, Joe Dodge, Gene Wright, John Snyder, Norm Bates, Bill Smith, Bobby Militello, Ron Crotty, Alan Dawson, Jack Renner, Bob Bates
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
В этот период впервые проявил серьезный интерес к джазу. По инициативе Мийо и при его содействии, в 1948 году организовал экспериментальный октет JAZZ WORKSHOP ENSEMBLE, членами которого были Дик Коллинз (тромбон), Билл Смит (кларнет, баритон-саксофон), Пол Дезмонд (альт-саксофон, кларнет, фортепиано), Дэвид Ван-Кридт (тенор-саксофон), Рон Кротти (контрабас) и Кол Тьядер (ударные, вибрафон, бонги). В этом составе были записаны первые пластинки. В течение короткого времени сотрудничал с Майлзом Дэвисом. В 194950 годах играл в составе трио, образовавшегося из ритм-группы октета (с Рон Кротти и К. Тьядером Хербом Барменом). В 1961 создал свой квартет (с Полом Дезмондом), вскоре завоевав вместе с ним мировую славу. В период существования этого ансамбля (до 1967) в нем участвовали также: басист Рон Кротти, Фред Даттон (контрабас, фагот), Уайт «Булл» Рутер, Боб Бэйтс и Джин Райт, на ударных X. Бармен, Ллойд Дэвис, Джо Додж и Джо Морелло.
Квартет выступал в Чикаго, с 1962 в Нью-Йорке (вначале преимущественно в колледжах и университетах, позднее в самых престижных джаз-клубах и концертных залах, неоднократно в Карнеги-холле), с 1953 занимал ведущие места в анкетах журнала Down Beat (в 195860 2-е место после MODERN JAZZ QUARTET). Много гастролировал в США и различных странах мира (с 1958) в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии (1960), Японии и других. На счету ансамбля многочисленные выступления на фестивалях джаза в Ньюпорте, Варшаве, Берлине и т.д. После ухода Paul Desmond, решившего работать самостоятельно, его сменил Gerry Mulligan(баритон-саксофон); Алан Доусон (ударные) занял место Дж. Морелло. В новом составе квартет дебютировал в Лондоне в 1968 году. В 70-е годы Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор (создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, ораторию, симфоническую поэму), преподавал в Калифорнийском университете. В 1972 организовал «семейное» комбо NEW BRUBECK QUARTET с сыновьям Крисом (тромбон, электро-бас-гитара), Дариусом (кларнет, электро-клавишные) и Дэнни (ударные). В 1987 посетил СССР с ансамблем, в состав которого вошли кроме него самого Билл Смит (кларнет), К. Брубек (бас-гитара,тромбон) и Рэнди Джонс (ударные).
Неповторимая индивидуальность его музыки, невозможность ее копирования, позволяют говорить о «стиле Брубека» как о явлении, единственном в своем роде. Брубек один из ведущих представителей мэйнстрима (с диапазоном интересов от вест-коуст-стиля до кул-джаза, необопа и «третьего течения»), занимающий положение между двумя крайними стилевыми полюсами традиционализмом и авангардизмом, стремящимся к органичному единству старого и нового, к прогрессу как последовательному обновлению традиций, совершенствованию и универсализации музыкального языка джаза по аналогии с академической музыкальной классикой. Для Брубека характерна и естественна как тенденция к сближению с европейским музыкальным мышлением, так и к отказу от приоритета негритянской идиоматики, утвердившихся в практике форм свингования.
Обширен стилевой спектр музыки Брубека. Он принадлежит к числу лидеров вест-коуст-джаза (наряду с Дж. Маллиганом). Является создателем и руководителем первых ансамблей кул-стиля в 1948-51 (одновременно с М. Лэйвисом, Дж. Ширингом, Л. Тристано), несколько опередил MJG в опытах со звучанием фортепиано и вибрафона. Заложил основы (вместе с Л. Тристано) камерного джазового стиля (синтез элементов кол-джаза, хард-бопа и академической камерной музыки). Способствовал возникновению самостоятельного направления в джазе, связанного с разработкой барочной стилистики и необахианством (барок-джаз, play Bach jazz), продолжив эксперименты, начатые в 30-е годы (Эдди Саут, Стефан Граппелли, «Джанго» Рейнхардт, Бенни Гудмен). Внес важный вклад в становление современного симфоджаза и музыки «третьего течения»; еще до Гюнтера Шуллера в 1950 призвал музыкантов к активной работе в русле интеграции джаза и современного академического музыкального искусства, к овладению профессиональной композиторской техникой.
Особая область в творчестве Брубека его «жанровые» эксперименты, попытки введения в модерн-джаз (как бы «перевода» на джазовый язык) нетипичных для него прежде жанров (рондо, чеконы, фуги, инвенции, хорала, марша, вальса, мазурки, регтайма, буги-вуги, самбо и других).
Посетил Россию с концертами в 1997, где вместе в Владимиром Познером была записана передача "Brubeck returns to Moscow". Примечательно, что в ней Дейв заявил, что одна из его бабушек была родом из Белоруссии.
Корни и влияние: Darius Milaud, Erroll Garner, Art Tatum, Fats Waller, Teddy Wilson, Johann Sebastian Bach, Duke Ellington, Marian McPartland
Последователи: Charlie Rich, Tomasz Stanko, Jiri Stivin, Blue Rondo (A La Turk), Carsten Dahl
Исполнял произведения: Lola Brubeck, Paul Desmond, Jerome Kern, Cole Porter, Richard Rodgers, W.C. Handy, Hoagy Carmichael, Allie Wrubel, Oscar Hammerstein II, Larry Morey, James VanHeusen, Johnny Mercer, Herbert Magidson, Lorenz Hart, J. Fred Coots, Harry Link, Frank Churchill, Dave VanKriedt, Duke Ellington
Cотрудничал: Joe Morello, Russell Gloyd, Dave Brubeck Quartet, Eugene Wright, Chris Brubeck, Jack Six, Teo Macero, Randy Jones, Joe Dodge, Gene Wright, John Snyder, Norm Bates, Bill Smith, Bobby Militello, Ron Crotty, Alan Dawson, Jack Renner, Bob Bates
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше