Информация об исполнителе
Дорис Дэй (англ. Doris Day, род. 3 апреля 1924), настоящее имя Дорис Мэри Энн фон Каппельхофф американская певица и актриса, за свою карьеру снявшаяся более чем в 40 фильмах и записавшая 45 музыкальных альбомов.
Биография
Молодость
Дорис родилась в Эванстоне, пригороде Цинциннати, в католической семье. Её дедушка и бабушка по отцовской и материнской линии были немецкими эмигрантами. Она была третьим ребёнком в семье. У неё было два брата - Ричард, который умер ещё до её рождения, и Пол, немного старше её. Дорис была названа в честь актрисы немого кино Дорис Киньён, которой восхищалась её мать. В молодости у неё появился интерес к танцам, и Дорис решила заниматься этим профессионально. С середины 30-х годов она танцевала в родном городе. Но после того, как Дорис попала в автокатастрофу и повредила ноги, от профессиональной карьеры пришлось отказаться. Во время лечения ног она увлеклась пением и вскоре начала брать уроки, а уже с 17 лет стала выступать. Сначала она работала в коллективе Барни Рэппа. Рэпп убедил ее взамен родной фамилии, которую он посчитал очень длинной, взять псевдоним. Так Дорис Каппельхоф стала Дорис Дэй.
В 1941 году, в возрасте 17 лет, Дорис вышла замуж за музыканта группы Барни Рэппа Ала Джордана, брак с которым продлился всего пару лет, и в 1943 супруги развелись.
После сотрудничества с Рэппом она работала со многими другими исполнителями, в частности с джаз-оркестрами Боба Кросби и Леса Брауна. Со свинговым биг-бендом Леса Брауна она добилась первого большого успеха. Её песня 1945 года «Sentimental Journey» (русск. Сентиментальное путешествие) стала буквально хитом среди демобилизовавшихся американских солдат, которые возвращались домой.
Карьера в кино
Во время работы с Лесом Брауном и недолгого сотрудничества с Бобом Хоупом Дорис много гастролировала в США. В 1946 году она снова выходит замуж за актёра Джорджа Уайдлера. Но в 1948 году она развелась с мужем и решила покинуть Лос-Анджелес и вернуться в родной Цинциннати. Но её агент Ал Ливи отговорил её и убедил посетить вечеринку в доме композитора Джала Стайна, где она могла бы хорошо себя показать и тем самым помочь дальнейшему развитию своей карьеры. На вечеринке Дорис исполнила песню «Embraceable You», тем самым произведя впечатление на Стайна и его партнёра Сэмми Кана. Они же в свою очередь рекомендовали её компании Warner Bros. для съёмок в фильме 1948 года «Роман в открытом море». Первоначально на главную роль утвердили Бэтти Хаттон, но из-за беременности её сняли с роли и утвердили Дорис Дэй.
В 1949 году вышли ещё два фильма: «Мои сны - твои» и «Это великое чувство», после которых Дэй оказалась в центре внимания публики. Упрочил ее популярность и хит «It's Magic». Далее последовали новые фильмы. Сначала это были комедии, отчасти низкого уровня, такие, как «В свете серебристой луны» и «Чай для двоих». В 1953 году вышел новый фильм с Дорис «Джейн-катастрофа» песня из которого «Secret Love» (русск. Тайная любовь), исполненная Дэй, получила «Оскара» в номинации «Лучшая песня года».
После фильма «Это молодое сердце», где Дэй снялась вместе с Фрэнком Синатрой, она расторгла свой контракт с Warner Bros. и стала работать под управлением своего третьего мужа Мартина Мэлчера. Это способствовало тому, что помимо комедийных ролей у неё появились и серьёзные драматические. В 1955 году она получила хорошие отзывы критиков за роль певицы Рут Эттинг в фильме «Люби меня или оставь меня» в котором снималась с Джеймсом Кэгни. Позже, в своей автобиографии, она назвала этот фильм лучшим в своей карьере. В фильме Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» Дорис исполнила песню «Whatever Will Be, Will Be (Que Sera, Sera)» (русск. Что будет, то будет), которая принесла ей второго «Оскара».
В конце 1950-х популярность Дорис Дэй уменьшилась. Её фильмы всё же продолжали получать тёплые отзывы критиков, но не более того. Такой спад был обусловлен тем, что популярность музыкальных фильмов в конце 1950-х упала, и главным музыкальным направлением становился рок-н-ролл.
Но этот период продолжался недолго. В 1959 году Дорис снялась вместе с Роком Хадсоном в «Интимном разговоре», который пользовался большой популярностью, и за который она была номинирована на «Оскара» за лучшую женскую роль. Во многих фильмах 60-х годов режиссёры уделяли внимание профессионализму Дорис как актрисы, а её пение часто игнорировалось.
В конце 1960-х в США началась сексуальная революция. Менялось представление о сексуальности, кино становилось более откровенным, в то время как фильмы с Дорис Дэй оставались прежними. Критики и репортёры того времени окрестили Дорис всемирной старой девой. В результате она перестала быть одной из самых популярных звёзд, последний раз блеснув в фильме «Лодка со стеклянным дном». Дэй сама признавала среднее качество своих фильмов и снималась в них лишь по настоянию мужа.
Изменение общественных вкусов также отразилось и на карьере Дорис как певицы. Её альбомы «Duet» и «Latin» получили похвалу критиков, но коммерческим успехом в США не пользовались. В 1967 году Дорис записала свой последний альбом «The Love Album», выпуск которого состоялся лишь в 1994 году.
Банкротство и карьера на телевидении
В 1968 году умер её муж Мартин Мэлчер. После его смерти обнаружилось, что он растратил большую часть её заработков и ввёл её в долги. Она так же узнала, что незадолго до смерти, он подписал контракт с телевидением на выпуск «Шоу Дорис Дэй». Дорис никогда не хотела сниматься на телевидении, но оспорить контракт не могла, и осенью 1968 году её шоу стартовало.
С 1968 по 1973 Дорис была ведущей собственного комедийного шоу, основной музыкальной темой которого была песня «Que Sera, Sera». Дэй неустанно работала на протяжении всего показа, чтобы оплатить все долги мужа. После окончания съёмок Дорис больше не появлялась ни на телевидении, ни в кино.
Защита прав животных
В 1970-х годах Дорис активно занялась защитой прав животных. Она стала давать интервью для многих газет и журналов, в которых осуждала знаменитостей, носящих меха. Её критике подверглись Мэри Тайлер Мур, Энджи Дикинсон и Джейн Мидоус. Дорис активно продвигала свои предложения по защите прав животных в Конгресс, а так же выступала с предложениями поправок в законодательство к президентам Рональду Рейгану и Биллу Клинтону. Ей также была создана «Лига животных Дорис Дэй», которую она стала финансировать.
Личная жизнь
Дорис Дей была замужем четыре раза:
Ал Джордан (1941 1943) тромбонист из группы Барни Рэппа. От этого брака у неё родился сын Тэрри. После развода Джордан покончил с собой.
Джордж Вайдлер (1946 1949) саксофонист.
Мартин Мэлчер (1951 1968) брак с ним выглядел вполне счастливым и продлился довольно долго, вплоть до его смерти. Но позже Дэй обнаружила, что он за время их жизни вместе нещадно тратил её гонорары и впоследствии пришлось долго расплачиваться по его долгам.
Барри Комден (1976 1981) бывший метрдотелем в одном из любимых ресторанов Дорис. После развода Барри признался, что Дэй больше времени уделяла своим друзьям-животным, чем ему.
Возобновление интереса
В 1990-е годы к персоне Дорис Дэй вновь появился интерес. В 1992 году вышел диск с лучшими её хитами, а одна из песен была использована для саундтрека к фильму «Строго по правилам». В начале 2000-х стали большим спросом пользоваться диски с её фильмами, появилось много веб-сайтов, посвящённых Дорис Дэй.
В 2004 году Дэй была награждена «Президентской медалью Свободы», но отказалась посетить церемонию, из-за страха перед полётом. Она также отказалась от вручения ей почётного «Оскара» и «Награды центра Кеннеди» по той же причине. 9 февраля 2008 состоялась церемония вручения премии «Грэмми», на которой Дорис получила награду за достижения всей её жизни.
Дискография
You're My Thrill (1949)
Tea for Two (1950) (саундтрек)
Young Man with a Horn (1950) (саундтрек) (совместно с Гарри Джеймсом)
Lullaby Of Broadway (1951) (саундтрек)
On Moonlight Bay (1951) (саундтрек)
I'll See You in My Dreams (1951) (саундтрек)
By the Light of the Silvery Moon (1953) (саундтрек)
Calamity Jane (1953) (саундтрек)
Young at Heart (1954) (саундтрек) (совместно с Фрэнком Синатрой)
Day Dreams (1954)
Love Me or Leave Me (саундтрек) (1955)
Day By Day (1956)
Day By Night (1957)
The Pajama Game (1957) (саундтрек) (совместно с Джоном Райтом)
Hooray For Hollywood (1958)
Cuttin' Capers (1959)
What Every Girl Should Know (1960)
Show Time (1960)
Bright and Shiny (1961)
I Have Dreamed (1961)
Duet (w/ Andre Previn) (1962)
You'll Never Walk Alone (1962)
Billy Rose's Jumbo (саундтрек) (1962)
Annie Get Your Gun (совместно с Робертом Гулетом) (1963)
Love Him (1963)
The Doris Day Christmas Album (1964)
With a Smile and a Song (1964)
Latin for Lovers (1965)
Doris Day's Sentimental Journey (1965)
The Love Album (записан в 1967, выпущен в 1994)
[править]Фильмография
Роман в открытом море (1948) мисс Джорджия Гарретт
Мои сны твои (1949) Марта Гибсон
Это великое чувство (1949) Джуди Адамс
Трубач (1950) Джо Джордан
Чай для двоих (1950) Нанетт Картер
Колыбельная Бродвея (1951) Мелинда Ховард
Бухта луны (1951) Марджори Уинфилд
Я увижу тебя в моих снах (1951) Грейс ЛеВой Кан
Команда-победитель (1952) Эйми Александр
Апрель в Париже (1952) Этель Джексон
В свете серебристой луны (1953) Марджори Уинфилд
Джейн-катастрофа (1953) Джейн
Везунчик (1954) Кэнди Уилльмс
Это молодое сердце (1954) Лори Таттл
Люби меня или оставь меня (1955) Рут Эттинг
Человек, который слишком много знал (1956) Джо МакКенна
Джулия (1956) Джулия Бентон
Пижамная игра (1957) Кэтерин Уилльямс
Любимец учителя (1958) Эрика Стоун
Это случилось с Джейн (1959) Джейн Осгуд
Интимный разговор (1959) Джейн Морроу
Полуночное кружево (1960) Кит Престон
Вернись, моя любовь (1961) Кэрол Тэмпелтон
Этот мех норки (1962) Кэти Тимберлейк
Доведенный до ручки (1963) Беверли Бойер
Не присылай мне цветы (1964) Джуди
Каприз (1967) Патрисия Фостер
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше