Информация об исполнителе
Джордж Селл (англ. George Szell, нем. Georg Szell; 7 июня 1897, Будапешт 30 июля 1970, Кливленд) немецкий и американский пианист, дирижёр, педагог и композитор венгерского происхождения.
Селл вырос в Вене, учился как пианист у Рихарда Роберта (одновременно с Рудольфом Серкином, с которым в дальнейшем Селла связало многолетнее сотрудничество), изучал композицию и теорию музыки у Ойзебиуса Мандычевского в Академии музыки и сценического искусства, затем также некоторое время занимался у Макса Регера в Лейпцигской консерватории. С 10 лет выступал как пианист, с 14 лет исполнял и собственные сочинения.
Как дирижёр дебютировал в 1914 в Берлине; до 1916 был вторым дирижёром оперного театра «Королевские зрелища» в Берлине, в 19171918 главный дирижёр оперного театра в Страсбурге. В 19211924 гг. работал в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, в 19241929 возглавлял оркестр Немецкой государственной оперы и одновременно (с 1927) был профессором Высшей школы музыки в Берлине. В 19291937 гг. генеральмузикдиректор Немецкой государственной оперы и, руководитель филармонических концертов и профессор Немецкой академии музыки в Праге. С 1932 дирижировал крупнейшими европейскими симфоническими оркестрами, в том числе Венским, Берлинским, Лондонским филармоническим и др. В 19361939 гг. главный дирижёр Шотландского национального оркестра в Глазго, а в 1937-1938 гг. одновременно и гаагского Резиденц-оркестра. В сезоны 1938 и 1939 работал в Австралии (дирижировал оркестром Австралийского радио). Много гастролировал в странах Европы и в США.
С 1939 жил в США, дирижировал ведущими американскими оркестрами, в 19421946 работал в Метрополитен-опера. В 1946 г. принял руководство Кливлендским оркестром, который под руководством Селла стал одним из лучших в мире; в 1957 и 1965 гастролировал с этим оркестром в странах Европы, в том числе в СССР (1965). Выступал на многочисленных музыкальных фестивалях, в том числе на Зальцбургском.
Селл дирижёр романтического склада; обладал тонким вкусом; его темпы были гибки, с выразительными rubato. Репертуар Селла огромен; в его основе главным образом монументальные сочинения симфонии, в том числе «большая» C-dur P. Шуберта, 3-я («Героическая») Л. Бетховена, 5-я С. С. Прокофьева.
Селл автор вариаций на собственную тему для оркестра (1916), Лирической увертюры (1920), фортепианного квинтета и сочинений для фортепиано.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Селл вырос в Вене, учился как пианист у Рихарда Роберта (одновременно с Рудольфом Серкином, с которым в дальнейшем Селла связало многолетнее сотрудничество), изучал композицию и теорию музыки у Ойзебиуса Мандычевского в Академии музыки и сценического искусства, затем также некоторое время занимался у Макса Регера в Лейпцигской консерватории. С 10 лет выступал как пианист, с 14 лет исполнял и собственные сочинения.
Как дирижёр дебютировал в 1914 в Берлине; до 1916 был вторым дирижёром оперного театра «Королевские зрелища» в Берлине, в 19171918 главный дирижёр оперного театра в Страсбурге. В 19211924 гг. работал в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, в 19241929 возглавлял оркестр Немецкой государственной оперы и одновременно (с 1927) был профессором Высшей школы музыки в Берлине. В 19291937 гг. генеральмузикдиректор Немецкой государственной оперы и, руководитель филармонических концертов и профессор Немецкой академии музыки в Праге. С 1932 дирижировал крупнейшими европейскими симфоническими оркестрами, в том числе Венским, Берлинским, Лондонским филармоническим и др. В 19361939 гг. главный дирижёр Шотландского национального оркестра в Глазго, а в 1937-1938 гг. одновременно и гаагского Резиденц-оркестра. В сезоны 1938 и 1939 работал в Австралии (дирижировал оркестром Австралийского радио). Много гастролировал в странах Европы и в США.
С 1939 жил в США, дирижировал ведущими американскими оркестрами, в 19421946 работал в Метрополитен-опера. В 1946 г. принял руководство Кливлендским оркестром, который под руководством Селла стал одним из лучших в мире; в 1957 и 1965 гастролировал с этим оркестром в странах Европы, в том числе в СССР (1965). Выступал на многочисленных музыкальных фестивалях, в том числе на Зальцбургском.
Селл дирижёр романтического склада; обладал тонким вкусом; его темпы были гибки, с выразительными rubato. Репертуар Селла огромен; в его основе главным образом монументальные сочинения симфонии, в том числе «большая» C-dur P. Шуберта, 3-я («Героическая») Л. Бетховена, 5-я С. С. Прокофьева.
Селл автор вариаций на собственную тему для оркестра (1916), Лирической увертюры (1920), фортепианного квинтета и сочинений для фортепиано.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше