Информация об исполнителе
Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Янкель Гершовиц. Джордж был вторым ребёнком в семье. (Всего детей было четверо[1].) С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет — Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и русским профессором Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want 'Em You Can’t Get 'Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синдбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
[править]Сочинения
[править]Музыкальные спектакли
Ля-ля, Люсиль (La, la, Lucille, 1919)
Будьте добродетельны(достойными), леди (Lady, be good, 1924),
Пусть гремит оркестр (Strike Up the Band, 1927),
Безумная (Girl Crazy, 1930),
О тебе я пою (Of Thee I Sing, 1931).
[править]Оперы
135-я улица (135th Street, 1923),
Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935; либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина) со знаменитой арией Summertime.
[править]Инструментальные произведения
Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
Порги и Бесс, симфоническая картина
Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
Кубинская увертюра (Cuban Overture)
3 прелюдии для фортепиано
Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бес»)(Catfish-Row)
Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
2 вальса в До-миноре
Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм» (для фортепиано и джазового оркестра) (Variations «I Got Rhythm»)
[править]Интересные факты
Одним из хобби Гершвина было рисование.
Гершвин был влюблен в актрису Полетт Годдар, жену великого Чарли Чаплина.
Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
В 1945 году вышел фильм «Рапсодия в голубых тонах», посвящённый композитору.
Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992–1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Tom Beckett) — серия «Скандал 1920-го»[2][3].
В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина[4].
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want 'Em You Can’t Get 'Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синдбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
[править]Сочинения
[править]Музыкальные спектакли
Ля-ля, Люсиль (La, la, Lucille, 1919)
Будьте добродетельны(достойными), леди (Lady, be good, 1924),
Пусть гремит оркестр (Strike Up the Band, 1927),
Безумная (Girl Crazy, 1930),
О тебе я пою (Of Thee I Sing, 1931).
[править]Оперы
135-я улица (135th Street, 1923),
Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935; либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина) со знаменитой арией Summertime.
[править]Инструментальные произведения
Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
Порги и Бесс, симфоническая картина
Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
Кубинская увертюра (Cuban Overture)
3 прелюдии для фортепиано
Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бес»)(Catfish-Row)
Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
2 вальса в До-миноре
Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм» (для фортепиано и джазового оркестра) (Variations «I Got Rhythm»)
[править]Интересные факты
Одним из хобби Гершвина было рисование.
Гершвин был влюблен в актрису Полетт Годдар, жену великого Чарли Чаплина.
Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
В 1945 году вышел фильм «Рапсодия в голубых тонах», посвящённый композитору.
Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992–1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Tom Beckett) — серия «Скандал 1920-го»[2][3].
В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина[4].
показывать / спрятать больше