Информация об исполнителе
Дама Джоан Алстон Сазерленд (Joan Sutherland) (7 ноября 1926 - 10 октября 2010) была австралийской драматической колоратурной сопрано, известной своим вкладом в возрождение репертуара бельканто с конца 1950-х до 1980-х годов.
Она обладала голосом , сочетающий необычайную ловкость, точность интонации, « в высшей степени » точечными staccatos, с трель и огромный верхний регистр, хотя музыкальные критики часто жаловались на неточностью ее дикции.
Сазерленд был первым австралийцем, получившим премию Грэмми за лучшее классическое исполнение - солист (с оркестром или без него) в 1962 году.
Ранняя и личная жизнь
Джоан Сазерленд родилась в Сиднее , Австралия, в семье шотландцев и училась в школе Святой Екатерины в пригороде Уэверли, Новый Южный Уэльс . В детстве она слушала певческие упражнения матери и имитировала их. Ее мать, меццо-сопрано , брала уроки вокала, но никогда не думала о карьере профессиональной певицы. Сазерленд было 18 лет, когда она начала серьезно заниматься вокалом у Джона и Аиды Диккенс. Она дебютировала на концерте в Сиднее в роли Дидоны в постановке оперы Генри Перселла « Дидона и Эней» в 1947 году. После победы в самом важном австралийском конкурсе «Ария Солнца» (ныне известная как Сиднейский Эйстедвод. McDonald's Operatic Aria) в 1949 году, она заняла третье место после баритона Ронала Джексона в «Mobil Quest» на радио 3DB, который выиграла год спустя, в 1950 году. В 1951 году она дебютировала на сцене в « Юджине Гуссенсе». «S Джудит . Затем она отправилась в Лондон, чтобы продолжить обучение в оперной школе Королевского музыкального колледжа у Клайва Кэри . Она была нанята Королевским оперным театром Ковент-Гарден в качестве вспомогательного сопрано и дебютировала там 28 октября 1952 года в качестве первой леди в «Волшебной флейте» , после чего в ноябре последовало несколько выступлений в партии Клотильды в «Волшебной флейте».Опера Винченцо Беллини « Норма» с Марией Каллас в роли Нормы.
Будучи поклонницей Кирстен Флагстад в начале ее карьеры, она выучилась на вагнеровское драматическое сопрано. В декабре 1952 года она исполнила свою первую главную роль в Королевском оперном театре, Амелию в балете «Бал-маскарад» . Среди других ролей были Агата в «Фрейшютце» , графиня в «Женитьбе Фигаро» , Дездемона в « Отелло» , Гильда в « Риголетто» , Ева в «Мейстерзингере фон Нюрнберг» и Памина в «Волшебной флейте» . В 1953 году она исполнила роль леди Рич в « Глориане» Бенджамина Бриттена.через несколько месяцев после его мировой премьеры, и 27 января 1955 года сыграла Дженифер в фильме Майкла Типпетта « Свадьба в летнее время» .
Сазерленд вышла замуж за австралийского дирижера и пианиста Ричарда Бонинджа 16 октября 1954 года. Их сын, Адам, родился в 1956 году. Бониндж постепенно убедил ее, что Вагнер, возможно, не ее фах , и что, поскольку она может с легкостью воспроизводить высокие ноты и колоратуру , она Возможно, стоит изучить репертуар бельканто . В конце концов она поселилась в этом Фахе , проведя большую часть своей карьеры, исполняя драматическое колоратурное сопрано .
Карьера
В 1957 году она появилась в опере Генделя « Альсина» с Гендельским оперным обществом и исполнила отрывки из оперы Доницетти « Эмилия ди Ливерпуль» в радиопередаче. В следующем году она спела Донну Анну из оперы « Дон Жуан» в Ванкувере.
В 1959 году Сазерленд был приглашен спеть Лючию ди Ламмермур в Королевском оперном театре в постановке Туллио Серафина в постановке Франко Дзеффирелли . Роль Эдгардо исполнил ее коллега-австралиец Кеннет Нит , который в короткие сроки сменил назначенного тенора. В 1960 году она записала альбом Искусство Примадонна : двойной набор LP выиграл премию Грэмми за лучший классический спектакль - Вокал солистки в 1962 году альбом был добавлен в Национальный фильм и звук Архив «s Звуки Регистр Австралии в 2011 году.
Сазерленд спел Люсию с большим успехом в Париже в 1960 году, а в 1961 году в Ла Скала и Метрополитен-опера . В 1960 году она спела « Альсину» в « Ла Фениче». Во время ее исполнения « Лючия ди Ламмермур» в 7:30 утра выстраивались стойки. Ее пение Безумной сцены вызвало 12-минутную овацию. Вскоре Сазерленд будет называться «Ступендой» в газетах по всему миру. Позже в том же году (1960) Сазерленд спела Альсину в Далласской опере, с которой она дебютировала в США.
Сазерленд в 1962 году
Ее дебют в Метрополитен-опера состоялся 26 ноября 1961 года, когда она спела Лючию . После 223 выступлений в ряде различных опер ее последнее появление на концерте состоялось 12 марта 1989 года. В период 1978–82 годов ее отношения с Метрополитеном ухудшились, когда Сазерленду пришлось отказаться от роли. Констанции в опере Моцарта « Die Entführung aus dem Serail» , более чем за год до намеченного начала репетиций. Тогда руководство оперного театра отказалось поставить оперетту «Веселая вдова» специально для нее, как просили; впоследствии она вообще не выступала в Метрополитен в то время, несмотря на то, чтоПланировалась и « Семирамида» Россини , но позже она вернулась туда, чтобы петь в других операх.
В 1960 - х годах, Sutherland добавил героинь бельканто ей репертуар: Виолетта в Verdi «s Травиата , Амин в Беллини Сомнамбулы и Эльвира в Беллини Пуритан в 1960 году; заглавная роль в опере Беллини « Беатриче ди Тенда» в 1961 году; Маргарита де Валуа в « Гугенотах» Мейербера и заглавная роль в « Семирамиде» Россини в 1962 году; Норма в « Норме» Беллини и Клеопатра в « Джулио Чезаре» Генделя в 1963 году. В 1966 году она добавила Мари в оперу Доницетти « Свежее место» .
В 1965 году Сазерленд гастролировал по Австралии с оперной труппой Сазерленда-Уильямсона. Сопровождал ее молодой тенор по имени Лучано Паваротти .
В 1970 - х годах, Sutherland стремился улучшить свою дикцию, которая часто подвергается критике, и увеличить выразительность ее интерпретации. Она продолжала добавлять в свой репертуар драматические партии бельканто, такие как « Мария Стуарда» и « Лукреция Борджиа» Доницетти , а также « Эсклармонда» Массне . Вместе с Паваротти она сделала студийную запись Турандот в 1972 году под управлением Зубина Мехты , хотя никогда не исполняла эту роль на сцене.
Ранние записи Сазерленда показывают, что у нее кристально чистый голос и отличная дикция. Однако к началу 1960-х ее голос потерял часть этой ясности в среднем регистре, и она часто подвергалась критике из-за нечеткой дикции. Некоторые связывают это с хирургией носовых пазух; тем не менее, ее основная операция на носовых пазухах была сделана в 1959 году, сразу после того, как Люсия открыла ей глаза в Ковент-Гарден. Фактически, ее первая коммерческая запись первой и последней сцены Люсии.показывает, что ее голос и дикция так же ясны, как и до процедуры на носовых пазухах. Ее муж Ричард Бониндж заявил в интервью, что ее "мягкая дикция" возникла, когда она пыталась достичь идеального легато. По его словам, это потому, что раньше у нее была очень германская манера пения "un-legato".
В 1980 году Сазерленд добавила Анна Болейн , Амалия в I masnadieri и Адрианы Лекуврер ей репертуар, и повторил Эсклармонда на спектаклях Королевской Оперы в ноябре и декабре 1983 года Ее последний полнометражный драматическое выступление было в Маргерит де Валуа ( Les Гугеноты ) в Сиднейском оперном театре в 1990 году, в возрасте 63 лет, где она спела Home Sweet Home на бис. Ее последнее публичное появление, однако, произошло на гала-представлении « Летучая мышь».в канун Нового 1990 года в Ковент-Гарден, где ее сопровождали ее коллеги Лучано Паваротти и меццо-сопрано Мэрилин Хорн . По ее собственным словам, данным в интервью газете The Guardian в 2002 году , ее самым большим достижением было исполнение главной роли в « Эсклармонде» . Она считала эти выступления и записи своими лучшими.
Пенсионные годы
Джоан Сазерленд в 1990 году
После выхода на пенсию Сазерленд относительно мало появлялась на публике, предпочитая спокойную жизнь в своем доме в Ле-Аванте , Швейцария. Единственным исключением было ее выступление в 1994 году на обеде, организованном австралийцами за конституционную монархию , когда Сазерленд прокомментировал: «Меня также расстраивает то, что сейчас получение австралийского паспорта - это такая чертова работа - вы должны пойти на собеседование с китайцем или индиец. Я не особо расист, но считаю это смешным ". Ее критика вызвала споры.
3 июля 2008 года она упала и сломала обе ноги, работая в саду в своем доме в Швейцарии.
Роль в кино
Сазерленд сыграл ведущую роль матери Радд в комедийном фильме 1995 года « Папа и Дэйв: на нашем пути» с Лео МакКерном и Джеффри Рашем.
Публикации
В 1997 году она опубликовала автобиографию «Прогресс примадонны» . Он получил неоднозначные отзывы о его литературных достоинствах. Библиотечный журнал заявил:
Суперзвезда оперы Джоан Сазерленд дает исчерпывающий отчет о своей исполнительской и записывающей карьере за четыре десятилетия. Начиная с ее ранних лет в Австралии и с труппой Ковент-Гарден в Лондоне, до ее непростого расписания в большинстве крупных оперных театров мира, мы бесконечно читаем о том, где, когда и с кем она пела, какие роли. Нам показывают разумную женщину и трудолюбивого художника со здоровым эго, сдерживаемым чувством юмора, которое часто самоуничижительно.
Работа включает в себя полный список всех ее выступлений с полными списками актеров.
Ее официальная биография « Джоан Сазерленд: официальная биография» , опубликованная в феврале 1994 года, была написана Нормой Мейджор , женой тогдашнего премьер-министра Джона Мейджора.
В 2002 году она появилась на обеде в Лондоне, чтобы получить золотую медаль Королевского филармонического общества . Она дала интервью The Guardian, в котором посетовала на недостаток техники у молодых оперных певцов и на нехватку хороших учителей. К этому времени она больше не проводила мастер-классы; Когда в мае 2007 года итальянские журналисты спросили, почему это произошло, она ответила: «Потому что мне 80 лет, и я действительно не хочу больше иметь ничего общего с оперой, хотя я действительно сижу в жюри певческих конкурсов. Cardiff Singer Мираконкуренция была той, с которой Сазерленд был наиболее тесно связан после ее выхода на пенсию. Она начала регулярно участвовать в мероприятии в 1993 году, пять раз подряд входя в состав жюри, а затем, в 2003 году, стала его покровительницей.
Смерть
11 октября 2010 года семья Сазерленда объявила, что она умерла в своем доме в Les Avants в Швейцарии накануне от сердечно-легочной недостаточности - «сердце просто не выдержало ... Когда дошло до того, что она физически ничего не могла сделать. , она не хотела больше жить. Она хотела уйти, она была счастлива уйти, и в конце концов она умерла очень, очень мирно ». Хотя она оправилась от падения в 2008 году, это привело к более серьезным проблемам со здоровьем. В заявлении ее семьи говорится: «Она прожила долгую жизнь и доставила много удовольствия многим людям». Сазерленд попросил устроить небольшую частную панихиду. Ее похороны состоялись 14 октября в Opera Australia.запланировал ей дань уважения. Художественный руководитель Opera Australia Линдон Террачини сказал: «Мы больше не увидим ее такой. У нее был феноменальный диапазон, размер и качество голоса. Мы просто больше этого не слышим». У Сазерленда остались муж, сын, невестка и двое внуков.
Премьер-министр Австралии Джулия Гиллард сказала: «Она, конечно, была одним из величайших оперных голосов 20-го века», добавив, что Дама Джоан продемонстрировала множество «типичных австралийских ценностей. Ее описывали как приземленную, несмотря на ее статус дивы. . От имени всех австралийцев я хотел бы выразить свои соболезнования ее мужу Ричарду и сыну Адаму и их большой семье в это трудное время. Я знаю, что многие австралийцы будут размышлять о работе ее жизни сегодня».
Панихида
9 ноября 2010 года в Сиднейском оперном театре прошла государственная поминальная служба, организованная оперой Австралии. Спикерами на службе были Джулия Гиллард , премьер-министр Австралии ; Профессор Мари Башир , губернатор Нового Южного Уэльса ; Моффатт Оксенбоулд , бывший художественный руководитель Австралийской оперы ; и сын Сазерленда, Адам Бониндж. Услуга транслировалась в прямом эфире по телевидению ABC1 и ABC Classic FM (радио) и транслировалась по всему миру ABC News 24 . Дальнейшие поминальные службы прошли в Вестминстерском аббатстве.15 февраля 2011 года и в Нью-Йорке 24 мая 2011 года, где принимала участие Мэрилин Хорн с появлением Ричарда Бонинджа. Присутствовали Шерил Милнс , Норман Айртон , Регина Резник и Спиро Малас.
Она обладала голосом , сочетающий необычайную ловкость, точность интонации, « в высшей степени » точечными staccatos, с трель и огромный верхний регистр, хотя музыкальные критики часто жаловались на неточностью ее дикции.
Сазерленд был первым австралийцем, получившим премию Грэмми за лучшее классическое исполнение - солист (с оркестром или без него) в 1962 году.
Ранняя и личная жизнь
Джоан Сазерленд родилась в Сиднее , Австралия, в семье шотландцев и училась в школе Святой Екатерины в пригороде Уэверли, Новый Южный Уэльс . В детстве она слушала певческие упражнения матери и имитировала их. Ее мать, меццо-сопрано , брала уроки вокала, но никогда не думала о карьере профессиональной певицы. Сазерленд было 18 лет, когда она начала серьезно заниматься вокалом у Джона и Аиды Диккенс. Она дебютировала на концерте в Сиднее в роли Дидоны в постановке оперы Генри Перселла « Дидона и Эней» в 1947 году. После победы в самом важном австралийском конкурсе «Ария Солнца» (ныне известная как Сиднейский Эйстедвод. McDonald's Operatic Aria) в 1949 году, она заняла третье место после баритона Ронала Джексона в «Mobil Quest» на радио 3DB, который выиграла год спустя, в 1950 году. В 1951 году она дебютировала на сцене в « Юджине Гуссенсе». «S Джудит . Затем она отправилась в Лондон, чтобы продолжить обучение в оперной школе Королевского музыкального колледжа у Клайва Кэри . Она была нанята Королевским оперным театром Ковент-Гарден в качестве вспомогательного сопрано и дебютировала там 28 октября 1952 года в качестве первой леди в «Волшебной флейте» , после чего в ноябре последовало несколько выступлений в партии Клотильды в «Волшебной флейте».Опера Винченцо Беллини « Норма» с Марией Каллас в роли Нормы.
Будучи поклонницей Кирстен Флагстад в начале ее карьеры, она выучилась на вагнеровское драматическое сопрано. В декабре 1952 года она исполнила свою первую главную роль в Королевском оперном театре, Амелию в балете «Бал-маскарад» . Среди других ролей были Агата в «Фрейшютце» , графиня в «Женитьбе Фигаро» , Дездемона в « Отелло» , Гильда в « Риголетто» , Ева в «Мейстерзингере фон Нюрнберг» и Памина в «Волшебной флейте» . В 1953 году она исполнила роль леди Рич в « Глориане» Бенджамина Бриттена.через несколько месяцев после его мировой премьеры, и 27 января 1955 года сыграла Дженифер в фильме Майкла Типпетта « Свадьба в летнее время» .
Сазерленд вышла замуж за австралийского дирижера и пианиста Ричарда Бонинджа 16 октября 1954 года. Их сын, Адам, родился в 1956 году. Бониндж постепенно убедил ее, что Вагнер, возможно, не ее фах , и что, поскольку она может с легкостью воспроизводить высокие ноты и колоратуру , она Возможно, стоит изучить репертуар бельканто . В конце концов она поселилась в этом Фахе , проведя большую часть своей карьеры, исполняя драматическое колоратурное сопрано .
Карьера
В 1957 году она появилась в опере Генделя « Альсина» с Гендельским оперным обществом и исполнила отрывки из оперы Доницетти « Эмилия ди Ливерпуль» в радиопередаче. В следующем году она спела Донну Анну из оперы « Дон Жуан» в Ванкувере.
В 1959 году Сазерленд был приглашен спеть Лючию ди Ламмермур в Королевском оперном театре в постановке Туллио Серафина в постановке Франко Дзеффирелли . Роль Эдгардо исполнил ее коллега-австралиец Кеннет Нит , который в короткие сроки сменил назначенного тенора. В 1960 году она записала альбом Искусство Примадонна : двойной набор LP выиграл премию Грэмми за лучший классический спектакль - Вокал солистки в 1962 году альбом был добавлен в Национальный фильм и звук Архив «s Звуки Регистр Австралии в 2011 году.
Сазерленд спел Люсию с большим успехом в Париже в 1960 году, а в 1961 году в Ла Скала и Метрополитен-опера . В 1960 году она спела « Альсину» в « Ла Фениче». Во время ее исполнения « Лючия ди Ламмермур» в 7:30 утра выстраивались стойки. Ее пение Безумной сцены вызвало 12-минутную овацию. Вскоре Сазерленд будет называться «Ступендой» в газетах по всему миру. Позже в том же году (1960) Сазерленд спела Альсину в Далласской опере, с которой она дебютировала в США.
Сазерленд в 1962 году
Ее дебют в Метрополитен-опера состоялся 26 ноября 1961 года, когда она спела Лючию . После 223 выступлений в ряде различных опер ее последнее появление на концерте состоялось 12 марта 1989 года. В период 1978–82 годов ее отношения с Метрополитеном ухудшились, когда Сазерленду пришлось отказаться от роли. Констанции в опере Моцарта « Die Entführung aus dem Serail» , более чем за год до намеченного начала репетиций. Тогда руководство оперного театра отказалось поставить оперетту «Веселая вдова» специально для нее, как просили; впоследствии она вообще не выступала в Метрополитен в то время, несмотря на то, чтоПланировалась и « Семирамида» Россини , но позже она вернулась туда, чтобы петь в других операх.
В 1960 - х годах, Sutherland добавил героинь бельканто ей репертуар: Виолетта в Verdi «s Травиата , Амин в Беллини Сомнамбулы и Эльвира в Беллини Пуритан в 1960 году; заглавная роль в опере Беллини « Беатриче ди Тенда» в 1961 году; Маргарита де Валуа в « Гугенотах» Мейербера и заглавная роль в « Семирамиде» Россини в 1962 году; Норма в « Норме» Беллини и Клеопатра в « Джулио Чезаре» Генделя в 1963 году. В 1966 году она добавила Мари в оперу Доницетти « Свежее место» .
В 1965 году Сазерленд гастролировал по Австралии с оперной труппой Сазерленда-Уильямсона. Сопровождал ее молодой тенор по имени Лучано Паваротти .
В 1970 - х годах, Sutherland стремился улучшить свою дикцию, которая часто подвергается критике, и увеличить выразительность ее интерпретации. Она продолжала добавлять в свой репертуар драматические партии бельканто, такие как « Мария Стуарда» и « Лукреция Борджиа» Доницетти , а также « Эсклармонда» Массне . Вместе с Паваротти она сделала студийную запись Турандот в 1972 году под управлением Зубина Мехты , хотя никогда не исполняла эту роль на сцене.
Ранние записи Сазерленда показывают, что у нее кристально чистый голос и отличная дикция. Однако к началу 1960-х ее голос потерял часть этой ясности в среднем регистре, и она часто подвергалась критике из-за нечеткой дикции. Некоторые связывают это с хирургией носовых пазух; тем не менее, ее основная операция на носовых пазухах была сделана в 1959 году, сразу после того, как Люсия открыла ей глаза в Ковент-Гарден. Фактически, ее первая коммерческая запись первой и последней сцены Люсии.показывает, что ее голос и дикция так же ясны, как и до процедуры на носовых пазухах. Ее муж Ричард Бониндж заявил в интервью, что ее "мягкая дикция" возникла, когда она пыталась достичь идеального легато. По его словам, это потому, что раньше у нее была очень германская манера пения "un-legato".
В 1980 году Сазерленд добавила Анна Болейн , Амалия в I masnadieri и Адрианы Лекуврер ей репертуар, и повторил Эсклармонда на спектаклях Королевской Оперы в ноябре и декабре 1983 года Ее последний полнометражный драматическое выступление было в Маргерит де Валуа ( Les Гугеноты ) в Сиднейском оперном театре в 1990 году, в возрасте 63 лет, где она спела Home Sweet Home на бис. Ее последнее публичное появление, однако, произошло на гала-представлении « Летучая мышь».в канун Нового 1990 года в Ковент-Гарден, где ее сопровождали ее коллеги Лучано Паваротти и меццо-сопрано Мэрилин Хорн . По ее собственным словам, данным в интервью газете The Guardian в 2002 году , ее самым большим достижением было исполнение главной роли в « Эсклармонде» . Она считала эти выступления и записи своими лучшими.
Пенсионные годы
Джоан Сазерленд в 1990 году
После выхода на пенсию Сазерленд относительно мало появлялась на публике, предпочитая спокойную жизнь в своем доме в Ле-Аванте , Швейцария. Единственным исключением было ее выступление в 1994 году на обеде, организованном австралийцами за конституционную монархию , когда Сазерленд прокомментировал: «Меня также расстраивает то, что сейчас получение австралийского паспорта - это такая чертова работа - вы должны пойти на собеседование с китайцем или индиец. Я не особо расист, но считаю это смешным ". Ее критика вызвала споры.
3 июля 2008 года она упала и сломала обе ноги, работая в саду в своем доме в Швейцарии.
Роль в кино
Сазерленд сыграл ведущую роль матери Радд в комедийном фильме 1995 года « Папа и Дэйв: на нашем пути» с Лео МакКерном и Джеффри Рашем.
Публикации
В 1997 году она опубликовала автобиографию «Прогресс примадонны» . Он получил неоднозначные отзывы о его литературных достоинствах. Библиотечный журнал заявил:
Суперзвезда оперы Джоан Сазерленд дает исчерпывающий отчет о своей исполнительской и записывающей карьере за четыре десятилетия. Начиная с ее ранних лет в Австралии и с труппой Ковент-Гарден в Лондоне, до ее непростого расписания в большинстве крупных оперных театров мира, мы бесконечно читаем о том, где, когда и с кем она пела, какие роли. Нам показывают разумную женщину и трудолюбивого художника со здоровым эго, сдерживаемым чувством юмора, которое часто самоуничижительно.
Работа включает в себя полный список всех ее выступлений с полными списками актеров.
Ее официальная биография « Джоан Сазерленд: официальная биография» , опубликованная в феврале 1994 года, была написана Нормой Мейджор , женой тогдашнего премьер-министра Джона Мейджора.
В 2002 году она появилась на обеде в Лондоне, чтобы получить золотую медаль Королевского филармонического общества . Она дала интервью The Guardian, в котором посетовала на недостаток техники у молодых оперных певцов и на нехватку хороших учителей. К этому времени она больше не проводила мастер-классы; Когда в мае 2007 года итальянские журналисты спросили, почему это произошло, она ответила: «Потому что мне 80 лет, и я действительно не хочу больше иметь ничего общего с оперой, хотя я действительно сижу в жюри певческих конкурсов. Cardiff Singer Мираконкуренция была той, с которой Сазерленд был наиболее тесно связан после ее выхода на пенсию. Она начала регулярно участвовать в мероприятии в 1993 году, пять раз подряд входя в состав жюри, а затем, в 2003 году, стала его покровительницей.
Смерть
11 октября 2010 года семья Сазерленда объявила, что она умерла в своем доме в Les Avants в Швейцарии накануне от сердечно-легочной недостаточности - «сердце просто не выдержало ... Когда дошло до того, что она физически ничего не могла сделать. , она не хотела больше жить. Она хотела уйти, она была счастлива уйти, и в конце концов она умерла очень, очень мирно ». Хотя она оправилась от падения в 2008 году, это привело к более серьезным проблемам со здоровьем. В заявлении ее семьи говорится: «Она прожила долгую жизнь и доставила много удовольствия многим людям». Сазерленд попросил устроить небольшую частную панихиду. Ее похороны состоялись 14 октября в Opera Australia.запланировал ей дань уважения. Художественный руководитель Opera Australia Линдон Террачини сказал: «Мы больше не увидим ее такой. У нее был феноменальный диапазон, размер и качество голоса. Мы просто больше этого не слышим». У Сазерленда остались муж, сын, невестка и двое внуков.
Премьер-министр Австралии Джулия Гиллард сказала: «Она, конечно, была одним из величайших оперных голосов 20-го века», добавив, что Дама Джоан продемонстрировала множество «типичных австралийских ценностей. Ее описывали как приземленную, несмотря на ее статус дивы. . От имени всех австралийцев я хотел бы выразить свои соболезнования ее мужу Ричарду и сыну Адаму и их большой семье в это трудное время. Я знаю, что многие австралийцы будут размышлять о работе ее жизни сегодня».
Панихида
9 ноября 2010 года в Сиднейском оперном театре прошла государственная поминальная служба, организованная оперой Австралии. Спикерами на службе были Джулия Гиллард , премьер-министр Австралии ; Профессор Мари Башир , губернатор Нового Южного Уэльса ; Моффатт Оксенбоулд , бывший художественный руководитель Австралийской оперы ; и сын Сазерленда, Адам Бониндж. Услуга транслировалась в прямом эфире по телевидению ABC1 и ABC Classic FM (радио) и транслировалась по всему миру ABC News 24 . Дальнейшие поминальные службы прошли в Вестминстерском аббатстве.15 февраля 2011 года и в Нью-Йорке 24 мая 2011 года, где принимала участие Мэрилин Хорн с появлением Ричарда Бонинджа. Присутствовали Шерил Милнс , Норман Айртон , Регина Резник и Спиро Малас.
показывать / спрятать больше