Информация об исполнителе
Персидская музыка в исполнении музыкантов из консерватории, играющих по нотам? Это не
может не насторожить ревнителей традиционной музыки. Тем не менее, для сегодняшнего
Ирана в этом нет ничего необычного.
Историю персидской музыки принято начинать с эпохи Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Однако наивно было бы предполагать, что у музыки, звучавшей при Ахеменидах и той, что мы слышим сегодня, много общего. Развитие музыки в Иране не было безоблачным, несколько раз само ее существование оказывалось под угрозой. Достаточно упомянуть два события. Первое - арабское завоевание (7 в.) и исламизация Ирана. С этих пор музыка подпадает под религиозный запрет. Но с этих же пор персидская музыка распространяется по всему халифату, включая мусульманскую Испанию и Северную Африку. Второе - период правления Каджаров (1794-1925 гг.), когда она была практически полностью вытеснена европейской музыкой, так что к концу 19 в. ее пришлось восстанавливать по крупицам, в том числе и прибегая к европейской нотации. Традиционно персидская музыка передавалась изустно непосредственно от учителя к ученикам. Многочисленные так называемые «трактаты по музыке» по мусульманской классификации относятся к точным наукам, поскольку рассматривают такой раздел физики, как акустика. Музыканты этими трактатами не только не пользовались, но и могли не подозревать об их существовании. С этого времени процесс модернизации не прекращался. Так стали возникать крупные ансамбли (наподобие типовых «ансамблей народной музыки», создававшихся в СССР повсеместно без учета местных традиций), практиковалось хоровое пение музыкантов. Если послушать записи, например, арабского музыканта, сделанные в арабской же аудитории, нельзя не заметить, как любая его фиоритура вызывает немедленную неистовую реакцию слушателей. Исполнение персидской музыки в персидской аудитории проходит в полной тишине, лишь по окончании раздаются аплодисменты.
При всей европеизации персидской музыки возникают недоразумения между внешним и внутренним взглядом на нее. Так европейские исследователи находят в ней интервал больше полутона, но меньше тона, сами же музыканты с недоумением отрицают, что используют нечто подобное.
Основой персидской классической (вернее - профессиональ¬ной) музыки является дастгях: вокально-инструментальная сюита с определенной последовательностью частей, называемая по своему ладу (шур, сегях и т.п.). В ней есть как сочиненные, так и импровизационные части, как свободные ритмически, так и с фиксированным ритмом. Пример сочиненной музыки - пишдара-мад (вступление), сегодня его обычно заранее пишет руководитель ансамбля. Пример свободной импровизации - дарамад (опевание лада). С фиксированным ритмом исполняются ренг (танец), тесниф (песня, обычно - с рефреном). В чахар мезраб (буквально - четыре удара) импровизация солиста протекает на фоне ансамбля, играющего с фиксированным ритмом. Не все части сюиты исполняются обязательно, а некоторые из них могут исполняться и самостоятельно.
Ансамбль «Хошахянг» («Гармоничный») сравнительно невелик по составу. С певцом Камаладдином Рауфом Аббасинияраки Асадуллах Реза Шафиетан играет на сантуре (европейский аналог - цимбалы). Сантур известен в сопредельных с Ираном регионах, но только в Иране он занял главенствующую позицию. Можде Джахангири играет на кяманче, этот смычковый инструмент используется на всем мусульманском Востоке; в Иране он оказался несколько в тени. То, что играет на нем женщина - веяние времени. Традиционно все музыканты были мужчинами. Мейсам Моафи Бехзад играет на таре - еще одном повсеместно распространенном инструменте
семейства лютневых. Йадуллах Джахангярл Ахмад играет на томбаке - одномембранном барабане с резонатором.
может не насторожить ревнителей традиционной музыки. Тем не менее, для сегодняшнего
Ирана в этом нет ничего необычного.
Историю персидской музыки принято начинать с эпохи Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Однако наивно было бы предполагать, что у музыки, звучавшей при Ахеменидах и той, что мы слышим сегодня, много общего. Развитие музыки в Иране не было безоблачным, несколько раз само ее существование оказывалось под угрозой. Достаточно упомянуть два события. Первое - арабское завоевание (7 в.) и исламизация Ирана. С этих пор музыка подпадает под религиозный запрет. Но с этих же пор персидская музыка распространяется по всему халифату, включая мусульманскую Испанию и Северную Африку. Второе - период правления Каджаров (1794-1925 гг.), когда она была практически полностью вытеснена европейской музыкой, так что к концу 19 в. ее пришлось восстанавливать по крупицам, в том числе и прибегая к европейской нотации. Традиционно персидская музыка передавалась изустно непосредственно от учителя к ученикам. Многочисленные так называемые «трактаты по музыке» по мусульманской классификации относятся к точным наукам, поскольку рассматривают такой раздел физики, как акустика. Музыканты этими трактатами не только не пользовались, но и могли не подозревать об их существовании. С этого времени процесс модернизации не прекращался. Так стали возникать крупные ансамбли (наподобие типовых «ансамблей народной музыки», создававшихся в СССР повсеместно без учета местных традиций), практиковалось хоровое пение музыкантов. Если послушать записи, например, арабского музыканта, сделанные в арабской же аудитории, нельзя не заметить, как любая его фиоритура вызывает немедленную неистовую реакцию слушателей. Исполнение персидской музыки в персидской аудитории проходит в полной тишине, лишь по окончании раздаются аплодисменты.
При всей европеизации персидской музыки возникают недоразумения между внешним и внутренним взглядом на нее. Так европейские исследователи находят в ней интервал больше полутона, но меньше тона, сами же музыканты с недоумением отрицают, что используют нечто подобное.
Основой персидской классической (вернее - профессиональ¬ной) музыки является дастгях: вокально-инструментальная сюита с определенной последовательностью частей, называемая по своему ладу (шур, сегях и т.п.). В ней есть как сочиненные, так и импровизационные части, как свободные ритмически, так и с фиксированным ритмом. Пример сочиненной музыки - пишдара-мад (вступление), сегодня его обычно заранее пишет руководитель ансамбля. Пример свободной импровизации - дарамад (опевание лада). С фиксированным ритмом исполняются ренг (танец), тесниф (песня, обычно - с рефреном). В чахар мезраб (буквально - четыре удара) импровизация солиста протекает на фоне ансамбля, играющего с фиксированным ритмом. Не все части сюиты исполняются обязательно, а некоторые из них могут исполняться и самостоятельно.
Ансамбль «Хошахянг» («Гармоничный») сравнительно невелик по составу. С певцом Камаладдином Рауфом Аббасинияраки Асадуллах Реза Шафиетан играет на сантуре (европейский аналог - цимбалы). Сантур известен в сопредельных с Ираном регионах, но только в Иране он занял главенствующую позицию. Можде Джахангири играет на кяманче, этот смычковый инструмент используется на всем мусульманском Востоке; в Иране он оказался несколько в тени. То, что играет на нем женщина - веяние времени. Традиционно все музыканты были мужчинами. Мейсам Моафи Бехзад играет на таре - еще одном повсеместно распространенном инструменте
семейства лютневых. Йадуллах Джахангярл Ахмад играет на томбаке - одномембранном барабане с резонатором.
показывать / спрятать больше