Информация об исполнителе
История
История Korai Öröm началась в 1990 году, когда появилась группа Mike Hunter Popular, названная в честь порно-режиссера и с целью стать грозным ответом Joy Division. С тех времен изменилось практически все: коллектив сменил название, сменил стилистику, сценический образ – кто-то как-то предложил прокручивать во время выступлений видео-инсталляции на большом экране за сценой. Идея эта прижилась и стала на сегодня неотъемлемой частью существования коллектива. Сама группа стала расти как в качестве, так и в количестве, достигнув дюжины музыкантов. Изменился и процесс создания музыки. Парни больше всего любили играть концерты (в 1993 году даже появилась кассета, позже известная как Early Fun, где можно услышать ранние вещи группы, попавшие на их первые пластинки, но в более сыром и концертном виде), а все свои репетиции проводили в импровизациях, в которых и рождались сами собой будущие хиты.
Творческий путь
Вообще, музыканты группы славятся тем, что особо не задумываются ни над чем. Судя по дискографии группы названия для пластинок – это последнее, что их беспокоит. Идею с видео на концертах придумали не сами. Более того, даже название для группы им кто-то предложил. Переводится оно примерно как «Ранний восторг» и музыканты считают его глупым, но еще более глупым считают придумывать для группы другое имя. Поэтому данное название постепенно и прижилось. Тоже самое касается и названий песен, которые на многих пластинках идут чаще всего под номерами треков.
«Группа ничего не решает. Порой это доставляет нам большие проблемы», жалуется Эмиль Билярски, «Все как-то само собой случается. У песен нет названий, как у меня нет настоящего имени, а у вас – вашего. Так зачем же следовать этой глупой традиции стараться назвать все вещи чем-то. ‘Космический оргазм в психоделическом небе’ – такое название вам было бы по душе? Проблема в том, что людям часто нужно что-то словесное, чтобы вникнуть суть вещи, представить ее. Без этого они чувствуют себя незащищенными. Конечно, во время работы над альбомами у композиций есть рабочие названия – «арабская вещь», «в 9/4», «Риччи взбесился», «Мадонна на кокаине». Просто что-то спонтанно приходящее на ум».
Именно такими вот псевдо-названиями и обмениваются музыканты во время концертов, хотя большая часть действия на сцене, конечно – плод совместной импровизации. Много музыканты уделяют времени и барабанным соло, так как однажды на одном из фестивалей вырубили свет во время их выступления, и с тех пор Korai Öröm специально приготавливают нечто такое, что можно было бы сыграть во время такого форс-мажора. Да и народу очень нравится.
Конечно, подобного рода группа – это исключительно концертное явление, но у них много студийных пластинок, в которых несколько сложно ориентироваться из-за того, что большая часть не имеет названий.
Альбомы
Первый альбом группы датирован 1995 годом. Официальные названия пластинок группы состоят из имени коллектива и года, но чтобы совсем уж упростить порядок, будем ссылаться исключительно на годы выхода, за редкими исключениями, которые будут обговорены позже. Итак, первый альбом, собранный практически из того, что играла группа на фестивалях в середине 90-х, когда группа насчитывала пять перкуссионистов и целую толпу осветителей и техников. Кто-то называл их «языческим прогом» и не только за то, что вместо концертов у них были настоящие камлания и родовые пляски. В музыке очень многое строится за счет восточных музыкальных традиций, очень многие мелодии пропитаны соответствующим привкусом, а в звуке можно вычленить различные интересные инструменты, вроде варгана, которого тут ощутимо много. Но это всего лишь как одна из составляющих. Все поставлено на очень жесткие рельсы, явно позаимствованные из рок-музыки – все обильно приправлено электрогитарами, гулким басом и размашистыми барабанами. Впрочем, когда вступает труба, то в памяти возникает уже не Ozric Tentacles, а скорее шеф-повара Майлса Дэвиса, с которыми он в конце 60-х готовил густое варево фьюжна. Плюс к этому, в отдельных композициях прослеживаются интересы коллектива в современной электронной музыки. Но собран этот стилистический калейдоскоп весьма умело, а само действо в целом наполнено такой трансовостью, что не замечаешь и глупо выставленного про-симфонического и совершенно не уместного вступления в сумасшедший третий трек, ни кое какие провисающие по ритму пластики места. Все это с лихвой окупается той энергетикой, что группа выплескивает с каждым импульсом, каждый биением своего сердца-мотора.
Второй альбом появился на следующий год – 1996. Именно послушав его, практически все обозреватели, даже те, которые еще колебались, тут же окрестили венгров «национальным ответом британским Ozric Tentacles», ибо в первой половине пластинки Korai Öröm действительно выдают именно подобного рода материал, который прославил знаменитых спейс-рокеров. Причем творчески переосмыслены оба периода – и жесткий, драйвовый, убойный, и тот, где Ozrics заигрывали с этническими узорами и электронными погружениями. Впрочем, надо отдать должное, все это относится к первой стороне пластинки, да и местами в плане грохота вколачивания свай в планетарную поверхность, более молодые венгры превзошли своих предтечей. Во второй же в дело вступает орган, различные вокализы с намеком на горловое пение, и уже привычные по дебютной пластинке жаркое дыхание арабской мелодической традиции. Причем исполнен альбом местами более плотно и гулко, чем первая работа, а местами – более пространно и атмосферно, вызывая в памяти различные современные около-эмбиентные формации.
На своем третьем альбоме 1997 года Korai Öröm явно сдвинули акценты в сторону реалий современной электронной музыки. Но, надо отдать должное, погружение в мир синтетических звуков и искусственных звуковых колебаний они сделали с оглядкой «на землю» и привязавшись к тому, что они делали до этого. Иными словами, парни просто умело и уместно использовали интересные достижения упомянутой музыкальной культуры – вот один из бесчисленных перкуссионистов группы изламывает ритм характерным для брейк-бита образом, вот звуковые нагромождения имеют природу явно про-эмбиентного толка, а вот и прямо-таки кислотные пульсации, которые вроде бы можно услышать на танцполе во время какого-нибудь рейва, но и в ракурсе шаманских танцев, оказывается, это самое то, что надо. Опять же, подобная смена звучания распространяется лишь на некоторую поверхность диска, в остальном же узнать привычный спейс-рок не только можно, но и нужно. Еще одной отличительной особенностью работы является большая степень развернутости к слушателю и раскрепощенности.
Движение в сторону электронной музыки вызвало и ответную реакцию со стороны представителей оной. Уже на следующий же год, в 1998 году, появляется пластинка Recycled, составленная из ремиксов различных ранних композиций Korai Öröm. Внимание со стороны техно-музыкантов к различным спейс-рок группам не такое уж свежее, если честно – были ремиксы и на Hawkwind, и на Ozric Tentacles. Так что единственный интерес этот альбом вызывает с того ракурса, что работа проделана исключительно венгерскими диск-жокеями. Впрочем, даже при этом, конкретно к творчеству Korai Öröm альбом имеет известное поверхностное отношение. Равно как и второй альбом подобного толка, выпущенный после Recycled, но аж в 2003 году – Reflected. Но в этот раз вышло все еще более прилично. Наверное из-за того, что на этот раз некоторые представители группы сами лично заинтересовались проектом, и приняли участие, на ряду с некоторыми звездами электронной андерграундной венгерской сцены, в создании некоторых треков отсюда.
В паузе между этими экспериментами, в 2000 году появилась чудесная пластинка Sound and Visions, снабженная не только самым новым звуковым материалом, созданным за последние 2 года, но и тремя видео-роликами, иллюстрирующими репетиции и концертные выступления группы. Музыка же вернулась к более ранним образчикам творчества – протяжные гитарные соло, залихватский бит, космические клавишные, даб и рэгги, куча этнических мелодий и все такое прочее, интересное и убойное. Особенно интересен четвертый трек, где группа вытворяет то, о чем потом будет петь – «stop the melody, not the beat», завершая композицию мощными барабанными и перкуссионными залпами.
На следующий год вышел сиквел предыдущего альбома, под названием Sound and Visions 2001. Вновь видео (на этот раз с последнего на тот момент концертного тура по Европе), вновь 6 музыкальных треков. Изменения коснулись только музыки и звучания. В разы больше стало даба и рэгги, плюс электронные синтетические слои несколько приподняты и убраны на дальний фон, в результате чего всякие более акустические инструменты получили больше воздуха.
После этого новый материал пришлось ждать до 2005 года, когда появился одноименный альбом. Несмотря на то, что группа сильно прибавила в плане качества звука, выстраивания в аранжировках своих инструментов, стало совершенно очевидно, что Korai Öröm сделали прыжок в сторону мейнстримовой музыки. Нет, они и раньше-то не особо выделялись авангардным подходом, манифесты не подписывали и флагами о борьбе со всем и всяк не размахивали, но, скажем, композицию номер 6 вполне спокойно можно по формату втиснуть на совершенно любую мажорную радиостанцию, да и остальные вещи, при всем том, что это по звуку частенько все те же Korai Öröm, явно отдают чем-то в разы упрощенным. О том, принесло ли это какие-то дивиденды самим музыкантам, история попробует умолчать, но вот рецензии многих специализированных журналов и сайтов в тоне резко поостыли, заподозрив скорый закат группы.
Ответить на эти подозрения должен был альбом 2009 года, к которому музыканты готовились без малого четыре года. Однако, ничего не вышло. Да, это не такая откровенная форматная музыка, как была на предыдущей пластинке, но новый альбом не смог дать какого-то внятного ответа относительно того, чем же является, а главное, куда стремится группа. wiki.progmusic.ru
показывать / спрятать больше