Информация об исполнителе
Курт Магнус Аттерберг (швед. Kurt Magnus Atterberg; 12 декабря 1887, Гётеборг 15 февраля 1974, Стокгольм) выдающийся шведский композитор XX века, дирижёр и музыкальный критик.
Начал учиться музыке с освоения виолончели, однако систематическое образование получил как инженер и после окончания Королевского технологического института на протяжении большей части жизни (19121968) работал в Шведском управлении патентов и регистрации, с 1936 г. в должности начальника отдела. В 1908 г. Аттерберг опубликовал своё первое сочинение, Рапсодию для фортепиано с оркестром, и лишь после этого в 19101911 гг. прошёл формальный курс композиции в Стокгольмской консерватории у Андреаса Халлена.
Тем не менее творчество Аттерберга достаточно рано встретило признание. В 1919 г. его скрипичный концерт был впервые исполнен Альмой Муди с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Макса фон Шиллингса, в 1922 г. также в Германии состоялись премьеры его третьей и четвёртой симфоний.
В 1924 г. он стал одним из соучредителей Шведского общества композиторов, в 1926 г. был избран членом Шведской академии музыки (в 19401953 гг. занимал пост её секретаря).
В 1928 году Аттерберг добился наибольшего международного успеха: звукозаписывающая фирма Columbia к 100-летию смерти Франца Шуберта объявила конкурс на лучшую симфонию, вдохновлённую В«Неоконченной симфониейВ» Шуберта, и Аттерберг стал его победителем со своей Шестой симфонией, выиграв денежный приз 10.000 долларов (за симфонией закрепилось несколько ироническое прозвание В«Долларовая симфонияВ», швед. Dollarsymfonin, а музыковед Иван Соллертинский, в рамках антибуржуазного обличения текущего состояния западной музыки, охарактеризовал её как эпигонскую).
Аттербергу принадлежат пять опер, три балета, театральная музыка в том числе к таким пьесам, как В«Сестра БеатрисаВ», В«Антоний и КлеопатраВ», В«БуряВ», девять симфоний, девять оркестровых сюит и многое другое. Как дирижёр Аттерберг в 19161922 гг. возглавлял оркестр Королевского драматического театра в Стокгольме, в дальнейшем же дирижировал преимущественно собственными сочинениями. В 19191957 гг. он активно выступал как музыкальный критик в газете Stockholms-Tidningen. В 19381943 гг. был активным деятелем Шведско-немецкого общества.
Подобно Шуберту, Бетховену, Брукнеру, Дворжаку и Малеру, Аттерберг как симфонист не смог преодолеть В«заколдованный рубеж девятой симфонииВ». Его девять симфоний вошли в золотой фонд скандинавской музыки. Главной особенностью музыкального языка шведского композитора является его мелодичность, свойственная русским композиторам, на музыкальные традиции которых он во многом опирался. Определяя свои творческие ориентиры, Аттерберг говорил:
Русские композиторы, а также Брамс и Регер, - вот настоящие идеалы для меня.
В духе романтизма второй половины XIX века написаны Симфония 1 (1910) и Симфония 2 (1913). В Симфонии 3 (1916), которая носит название В«Картины западного побережьяВ», Аттерберг, мастерски используя изобразительные возможности оркестра, рисует прекрасные ландшафты и пейзажи родины. Виртуозные партии флейты можно услышать в Симфонии 4 В«PiccolaВ» (1918). Симфония 5 (1922) полна драматического накала и трагизма. Симфония 6 (1925) и Симфония 7 "Романтическая" (1942) наиболее полно отражают мироощущение автора и являют собой пример авторского кредо композитора, для которого романтизм на протяжении всей жизни оставался творческим принципом. Симфония 8 (1945) вновь полна трагизма и экспрессии и по духу близка Симфонии 5. Авторским завещанием является Симфония 9 - В«Sinfonia visionariaВ», написанная для солистов, хора и оркестра. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Начал учиться музыке с освоения виолончели, однако систематическое образование получил как инженер и после окончания Королевского технологического института на протяжении большей части жизни (19121968) работал в Шведском управлении патентов и регистрации, с 1936 г. в должности начальника отдела. В 1908 г. Аттерберг опубликовал своё первое сочинение, Рапсодию для фортепиано с оркестром, и лишь после этого в 19101911 гг. прошёл формальный курс композиции в Стокгольмской консерватории у Андреаса Халлена.
Тем не менее творчество Аттерберга достаточно рано встретило признание. В 1919 г. его скрипичный концерт был впервые исполнен Альмой Муди с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Макса фон Шиллингса, в 1922 г. также в Германии состоялись премьеры его третьей и четвёртой симфоний.
В 1924 г. он стал одним из соучредителей Шведского общества композиторов, в 1926 г. был избран членом Шведской академии музыки (в 19401953 гг. занимал пост её секретаря).
В 1928 году Аттерберг добился наибольшего международного успеха: звукозаписывающая фирма Columbia к 100-летию смерти Франца Шуберта объявила конкурс на лучшую симфонию, вдохновлённую В«Неоконченной симфониейВ» Шуберта, и Аттерберг стал его победителем со своей Шестой симфонией, выиграв денежный приз 10.000 долларов (за симфонией закрепилось несколько ироническое прозвание В«Долларовая симфонияВ», швед. Dollarsymfonin, а музыковед Иван Соллертинский, в рамках антибуржуазного обличения текущего состояния западной музыки, охарактеризовал её как эпигонскую).
Аттербергу принадлежат пять опер, три балета, театральная музыка в том числе к таким пьесам, как В«Сестра БеатрисаВ», В«Антоний и КлеопатраВ», В«БуряВ», девять симфоний, девять оркестровых сюит и многое другое. Как дирижёр Аттерберг в 19161922 гг. возглавлял оркестр Королевского драматического театра в Стокгольме, в дальнейшем же дирижировал преимущественно собственными сочинениями. В 19191957 гг. он активно выступал как музыкальный критик в газете Stockholms-Tidningen. В 19381943 гг. был активным деятелем Шведско-немецкого общества.
Подобно Шуберту, Бетховену, Брукнеру, Дворжаку и Малеру, Аттерберг как симфонист не смог преодолеть В«заколдованный рубеж девятой симфонииВ». Его девять симфоний вошли в золотой фонд скандинавской музыки. Главной особенностью музыкального языка шведского композитора является его мелодичность, свойственная русским композиторам, на музыкальные традиции которых он во многом опирался. Определяя свои творческие ориентиры, Аттерберг говорил:
Русские композиторы, а также Брамс и Регер, - вот настоящие идеалы для меня.
В духе романтизма второй половины XIX века написаны Симфония 1 (1910) и Симфония 2 (1913). В Симфонии 3 (1916), которая носит название В«Картины западного побережьяВ», Аттерберг, мастерски используя изобразительные возможности оркестра, рисует прекрасные ландшафты и пейзажи родины. Виртуозные партии флейты можно услышать в Симфонии 4 В«PiccolaВ» (1918). Симфония 5 (1922) полна драматического накала и трагизма. Симфония 6 (1925) и Симфония 7 "Романтическая" (1942) наиболее полно отражают мироощущение автора и являют собой пример авторского кредо композитора, для которого романтизм на протяжении всей жизни оставался творческим принципом. Симфония 8 (1945) вновь полна трагизма и экспрессии и по духу близка Симфонии 5. Авторским завещанием является Симфония 9 - В«Sinfonia visionariaВ», написанная для солистов, хора и оркестра. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
показывать / спрятать больше