Информация об исполнителе
Mari Boine Persen (Мари Бойне Персен) родилась в 1956 году в крохотной саамской деревушке Гамесньярга на севере Норвегии.
Самая известная в мире исполнительница йоек. Йойки это особая древняя манера пения саамов, жителей Лапландии. Народный фольклор этого самобытного народа, самых северных жителей Европы, к числу которых принадлежит и Mari Boine. На карте не найдете такой страны. Тем не менее территория Лапландии, или Самиланд земли Саамов протянулась от Кольского полуострова до Норвегии. А саамы считают себя коренными жителями Северной Европы. Традиции, язык и музыка саамов со времен завоевания и по сей день оказались почти забытыми. Но йойки передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Это свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило певец исполняет йойку от чьего-либо лица, это может быть и человек, и животное.
"Я всегда хотела петь, я всегда любила петь. В детстве я все время пела, и родители мои все время пели. Но пели мы не наши традиционные песни, а христианские гимны миссионеры и священники убедили поколение моих родителей, что наши песни от дьявола. Но наша музыка была настолько сильной, что исчезнуть она не могла и пробивалась даже сквозь христианские песнопения" (M. Boine).
Mari Boine норвежская представительница саамов. В ее семье не знали родного языка, а йойки вообще были под запретом, впрочем как и в других семьях саамов. Из музыки разрешались только псаломы. Mari жила в очень религиозной семье. Она вспоминает, что в юности очень стеснялась своего происхождения, мечтала быть норвежкой или европейкой. А о том, чтобы заниматься музыкой и не помышляла. Она работала школьной учительницей. И все-таки начала петь, при этом считая себя безумной от того, что народная музыка ее манила и притягивала. Именно благодаря музыке она узнала о своем народе, рассталась с комплексами, выучила родной язык и полюбила культуру саамов. В наше время права саамов закреплены в конституции Норвегии, а родной язык саамы могут изучать в школе.
"Попав учиться в педагогический колледж, я поняла, что той культуры, которую я считала для себя родной, саамской культуры, будет для меня недостаточно. Я хотела быть норвежкой, хотела быть европейкой, хотела забыть нашу культуру. И вдруг эти песни, эта музыка как бы сами собой полились из меня. И я проснулась! Толчком для меня, как ни странно, стала песня Джона Леннона Working Class Hero о том, как человека учат ненавидеть и забывать свою культуру, свое происхождение" (M. Boine).
Первое время, когда Mari только начинала выступать, она встречала неодобрение сородичей. Потом появились единомышленники, которые выступают с ней и по сей день. Как ни странно больше понимания ее пение нашло именно у заграничных слушателей. Однако сейчас саамы считают ее своим послом в мире.
В 1989 году на знаменитой студии Peter Gabriel Real World выходит первой альбом Mari Boine "Gula Gula" ("Слушай, слушай"). Позже ее альбомы начали выходить и в родной Норвегии. А в 1994 году певица получает высшую музыкальную награду Норвегии "Грэмми". Ее признали и на родине. Однако , на открытии Олимпийских игр в Лиллихаммере она отказалась выступать, заявив, что не хочет быть экзотической декорацией.
Она вместе со своей группой много гастролирует по всему миру. Ее музыка это не йойки в чистом виде. Это красивые баллады, исполненные на родном языке, в народном стиле. Среди инструментов, сопровождающих ее пение инструменты со всего мира. Среди них, конечно, и шаманский бубен саамов. Ее музыка это смесь шаманских ритмов, вводящих в транс, йойек, джаза, эмбиента и музыкальных традиций других народов: южноамериканских, африканских, арабских. В ее музыке сочетается народное из души, и интеллектуальное. Ее поэзия очень глубока и не всем понятна. Без сомнений Mari Boine настоящее сокровище современной народной музыки.
"Поначалу я боялась этого слова слишком затертый стереотип, хотя внутри меня все время зрело нечто, похожее на это чувство. Но я все же захотела наполнить это слово смыслом ведь через музыку мы соприкасаемся с духовностью, которая когда-то была в нашей культуре, и конечно элементы шаманства ритм, транс, спиритуализм можно найти в моей музыке. В этом можно черпать энергию, но с этим нельзя шутить. Я хочу приобщиться к шаманизму, но я не хочу навешивать на него ярлыки таинственности и непознаваемости. Я научилась многому, что я не могу выразить словами, но могу выразить через музыку" (M. Boine).
1989 Gula Gula
1992 Jaskatvouda Manna
1993 Goaskinviellja
1995 Leahkastin
1998 Balwoslatjna
2001 Remixed
2002 People of the Eight Seasons
2006 Idagiedas
2009 Cuovgga ‘irras (Sterna Paradisea)
Так же :
Jan Garbarek Group Twelve Moons (1992) вокал
Jan Garbarek Visible World (1995) вокал
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Самая известная в мире исполнительница йоек. Йойки это особая древняя манера пения саамов, жителей Лапландии. Народный фольклор этого самобытного народа, самых северных жителей Европы, к числу которых принадлежит и Mari Boine. На карте не найдете такой страны. Тем не менее территория Лапландии, или Самиланд земли Саамов протянулась от Кольского полуострова до Норвегии. А саамы считают себя коренными жителями Северной Европы. Традиции, язык и музыка саамов со времен завоевания и по сей день оказались почти забытыми. Но йойки передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Это свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило певец исполняет йойку от чьего-либо лица, это может быть и человек, и животное.
"Я всегда хотела петь, я всегда любила петь. В детстве я все время пела, и родители мои все время пели. Но пели мы не наши традиционные песни, а христианские гимны миссионеры и священники убедили поколение моих родителей, что наши песни от дьявола. Но наша музыка была настолько сильной, что исчезнуть она не могла и пробивалась даже сквозь христианские песнопения" (M. Boine).
Mari Boine норвежская представительница саамов. В ее семье не знали родного языка, а йойки вообще были под запретом, впрочем как и в других семьях саамов. Из музыки разрешались только псаломы. Mari жила в очень религиозной семье. Она вспоминает, что в юности очень стеснялась своего происхождения, мечтала быть норвежкой или европейкой. А о том, чтобы заниматься музыкой и не помышляла. Она работала школьной учительницей. И все-таки начала петь, при этом считая себя безумной от того, что народная музыка ее манила и притягивала. Именно благодаря музыке она узнала о своем народе, рассталась с комплексами, выучила родной язык и полюбила культуру саамов. В наше время права саамов закреплены в конституции Норвегии, а родной язык саамы могут изучать в школе.
"Попав учиться в педагогический колледж, я поняла, что той культуры, которую я считала для себя родной, саамской культуры, будет для меня недостаточно. Я хотела быть норвежкой, хотела быть европейкой, хотела забыть нашу культуру. И вдруг эти песни, эта музыка как бы сами собой полились из меня. И я проснулась! Толчком для меня, как ни странно, стала песня Джона Леннона Working Class Hero о том, как человека учат ненавидеть и забывать свою культуру, свое происхождение" (M. Boine).
Первое время, когда Mari только начинала выступать, она встречала неодобрение сородичей. Потом появились единомышленники, которые выступают с ней и по сей день. Как ни странно больше понимания ее пение нашло именно у заграничных слушателей. Однако сейчас саамы считают ее своим послом в мире.
В 1989 году на знаменитой студии Peter Gabriel Real World выходит первой альбом Mari Boine "Gula Gula" ("Слушай, слушай"). Позже ее альбомы начали выходить и в родной Норвегии. А в 1994 году певица получает высшую музыкальную награду Норвегии "Грэмми". Ее признали и на родине. Однако , на открытии Олимпийских игр в Лиллихаммере она отказалась выступать, заявив, что не хочет быть экзотической декорацией.
Она вместе со своей группой много гастролирует по всему миру. Ее музыка это не йойки в чистом виде. Это красивые баллады, исполненные на родном языке, в народном стиле. Среди инструментов, сопровождающих ее пение инструменты со всего мира. Среди них, конечно, и шаманский бубен саамов. Ее музыка это смесь шаманских ритмов, вводящих в транс, йойек, джаза, эмбиента и музыкальных традиций других народов: южноамериканских, африканских, арабских. В ее музыке сочетается народное из души, и интеллектуальное. Ее поэзия очень глубока и не всем понятна. Без сомнений Mari Boine настоящее сокровище современной народной музыки.
"Поначалу я боялась этого слова слишком затертый стереотип, хотя внутри меня все время зрело нечто, похожее на это чувство. Но я все же захотела наполнить это слово смыслом ведь через музыку мы соприкасаемся с духовностью, которая когда-то была в нашей культуре, и конечно элементы шаманства ритм, транс, спиритуализм можно найти в моей музыке. В этом можно черпать энергию, но с этим нельзя шутить. Я хочу приобщиться к шаманизму, но я не хочу навешивать на него ярлыки таинственности и непознаваемости. Я научилась многому, что я не могу выразить словами, но могу выразить через музыку" (M. Boine).
1989 Gula Gula
1992 Jaskatvouda Manna
1993 Goaskinviellja
1995 Leahkastin
1998 Balwoslatjna
2001 Remixed
2002 People of the Eight Seasons
2006 Idagiedas
2009 Cuovgga ‘irras (Sterna Paradisea)
Так же :
Jan Garbarek Group Twelve Moons (1992) вокал
Jan Garbarek Visible World (1995) вокал
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше