Информация об исполнителе
Состав исходный: Chick Corea (настоящее имя Anthony Armando, клавишные), Stanley Clarke (бас), Lenny White (ударные) и супруги Flora Purim (вокал) и Airto Moreira (перкуссия), Joe Farrell (духовые).
Изменения состава: С 1973 года в ансамбле введена должность гитариста: Bill Connors. А вокал упразднен. 1974 - 1976 гг: Al DiMeola вместо Коннорса. 1977: Corea, Clark, DiMeola, Gerry Brown (ударные), Gayle Moran (вокал).
Наряду с Джоном Маклафлином (Mahavishnu) Чик Кориа - один из основателей так называемого "Contemporary Jazz" (Современного), собственно Джаза, исполняемого "полноценной" рок-группой, с характерными, присущими Року структурами, на фоне которых и разворачиваются импровизации. И чем импровизации отличаются от аранжировок, тем Джаз-рок отличается от Арт-рока, где все солирующие полотна продуманы заранее. Джазмен же "душой" чувствует ведущую тему, и основная задача солирующего музыканта здесь - знать Гармонию, т.е. гармонический ряд. К примеру, если тема ведет "ля-минор", импровизатор твердо знает, что "ре" или "соль-минор" в его распоряжении, тогда как "фа-мажор-диез" железно "даст петуха" и офальшивит всю пьесу. Главное достоинство мастеров Джаз-роковой школы - их высочайшая техника исполнения, но такие Величины как герои этого материала, "Оркестр Махавишну", Brand X и др. поражают воображение не только виртуозностью музыкантов. В творчестве лучших Джаз-роковых коллективов все же доминирует Композиция, сближая тем самым этот жанр с Классическим Прогрессивом. Частое использование джазменами "классических" мотивов, и наоборот, группами "европейской" школы приемов из области фьюжн, сближает эти в целом различные направления. "Пограничные" группы, сочетающие в творчестве примерно в равных пропорциях "материал" и того, и другого жанра, как раз и являются тем мостиком, посредством которого консервативный арт-рокер может открыть для себя новые территории (в основном, это коллективы подкатегории "Canterbury" - см. National Health, Gong и др.).
Безусловно, нелегкая задача выбрать лучший альбом из дискографии Return To Forever. Два первых диска с великолепным голосом Флоры Пурим и жизнеутверждающими текстами более пространственные и теплые (особенно дебютный), чем серия жестких джаз-роковых программ, начатая с "Гимна 7-й Галактики". Западные критики считают раннее творчество группы "более джазовым", нежели период с электрогитарой и мощными синтезаторами ("Гимн..." практически все называют лучшим). Право, не уверен. Лично мне сказочная искренность, красота и душевность первого диска ближе, чем более поздние работы, которые вполне очевидно были сориентированы в направлении сногсшибательного дебюта Mahavishnu. Словом, группа резко изменила стилистику. Мягкие, близкие к Арт-роковым, структуры были заменены на агрессивный атакующий Jazz'n'Hard, зато великолепных аранжировок-импровизаций стало заметно больше.
Итак, в равной степени мощны и интересны и альбомы периода 1973-1976, и для каждого отдельного "классического Прог-рокера" наиболее "прогрессивным" может показаться любой из них, равно как и дебютные, и последний 1977 года, где музыка снова напоминает ностальгический дебют с чайкой на обложке...
Из творчества Чика Кориа-соло наиболее классически арт-роковым, несомненно, является "Leprechaun" 1975 года, записанный в период расцвета основной группы не без участия других ее музыкантов (по сути, очередной диск "Возвращения...". Ранние произведения клавишника (до 1971 года) в основном представляют абсолютный джаз, сплошные импровизации при совершенно скудной (для Рока) инструментарной базой : Corea (fortepiano), Dave Holland (bass), Barry Altschull (percussions). В течение 80-х и 90-х интересы Кориа колебались от стилистики его "звездной" группы, через авангардный Free-Jazz, до коммерческого фьюжна. Последнего, к счастью, очень немного. А наибольший интерес у любителей Арт-рока вызовет его совместная работа с бас-гитаристом, воспитанником Кориа, John Patitucci - "Heart of the bass" (1992), целиком созданную на базе классической музыки. Прочая продукция - только для истинных джаз-рокеров.
Дискография Return To Forever:
1972 - "Return to Forever"
1972 - "Light as a feather"
1973 - "Hymn of the Seventh Galaxy"
1974 - "Where have I known you before"
1975 - "No mystery"
1976 - "Romantic warrior"
1977 - "Musicmagic"
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Изменения состава: С 1973 года в ансамбле введена должность гитариста: Bill Connors. А вокал упразднен. 1974 - 1976 гг: Al DiMeola вместо Коннорса. 1977: Corea, Clark, DiMeola, Gerry Brown (ударные), Gayle Moran (вокал).
Наряду с Джоном Маклафлином (Mahavishnu) Чик Кориа - один из основателей так называемого "Contemporary Jazz" (Современного), собственно Джаза, исполняемого "полноценной" рок-группой, с характерными, присущими Року структурами, на фоне которых и разворачиваются импровизации. И чем импровизации отличаются от аранжировок, тем Джаз-рок отличается от Арт-рока, где все солирующие полотна продуманы заранее. Джазмен же "душой" чувствует ведущую тему, и основная задача солирующего музыканта здесь - знать Гармонию, т.е. гармонический ряд. К примеру, если тема ведет "ля-минор", импровизатор твердо знает, что "ре" или "соль-минор" в его распоряжении, тогда как "фа-мажор-диез" железно "даст петуха" и офальшивит всю пьесу. Главное достоинство мастеров Джаз-роковой школы - их высочайшая техника исполнения, но такие Величины как герои этого материала, "Оркестр Махавишну", Brand X и др. поражают воображение не только виртуозностью музыкантов. В творчестве лучших Джаз-роковых коллективов все же доминирует Композиция, сближая тем самым этот жанр с Классическим Прогрессивом. Частое использование джазменами "классических" мотивов, и наоборот, группами "европейской" школы приемов из области фьюжн, сближает эти в целом различные направления. "Пограничные" группы, сочетающие в творчестве примерно в равных пропорциях "материал" и того, и другого жанра, как раз и являются тем мостиком, посредством которого консервативный арт-рокер может открыть для себя новые территории (в основном, это коллективы подкатегории "Canterbury" - см. National Health, Gong и др.).
Безусловно, нелегкая задача выбрать лучший альбом из дискографии Return To Forever. Два первых диска с великолепным голосом Флоры Пурим и жизнеутверждающими текстами более пространственные и теплые (особенно дебютный), чем серия жестких джаз-роковых программ, начатая с "Гимна 7-й Галактики". Западные критики считают раннее творчество группы "более джазовым", нежели период с электрогитарой и мощными синтезаторами ("Гимн..." практически все называют лучшим). Право, не уверен. Лично мне сказочная искренность, красота и душевность первого диска ближе, чем более поздние работы, которые вполне очевидно были сориентированы в направлении сногсшибательного дебюта Mahavishnu. Словом, группа резко изменила стилистику. Мягкие, близкие к Арт-роковым, структуры были заменены на агрессивный атакующий Jazz'n'Hard, зато великолепных аранжировок-импровизаций стало заметно больше.
Итак, в равной степени мощны и интересны и альбомы периода 1973-1976, и для каждого отдельного "классического Прог-рокера" наиболее "прогрессивным" может показаться любой из них, равно как и дебютные, и последний 1977 года, где музыка снова напоминает ностальгический дебют с чайкой на обложке...
Из творчества Чика Кориа-соло наиболее классически арт-роковым, несомненно, является "Leprechaun" 1975 года, записанный в период расцвета основной группы не без участия других ее музыкантов (по сути, очередной диск "Возвращения...". Ранние произведения клавишника (до 1971 года) в основном представляют абсолютный джаз, сплошные импровизации при совершенно скудной (для Рока) инструментарной базой : Corea (fortepiano), Dave Holland (bass), Barry Altschull (percussions). В течение 80-х и 90-х интересы Кориа колебались от стилистики его "звездной" группы, через авангардный Free-Jazz, до коммерческого фьюжна. Последнего, к счастью, очень немного. А наибольший интерес у любителей Арт-рока вызовет его совместная работа с бас-гитаристом, воспитанником Кориа, John Patitucci - "Heart of the bass" (1992), целиком созданную на базе классической музыки. Прочая продукция - только для истинных джаз-рокеров.
Дискография Return To Forever:
1972 - "Return to Forever"
1972 - "Light as a feather"
1973 - "Hymn of the Seventh Galaxy"
1974 - "Where have I known you before"
1975 - "No mystery"
1976 - "Romantic warrior"
1977 - "Musicmagic"
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше