Информация об исполнителе
Легендарная группа из Югославии "SMAK" (кирил. Смак) была образована в городе Крагуевац (Сербия) в 1971 году гитаристом Радомиром Михаловичем Точаком (Radomir Mihajlovi· ToЅak). Группа SMAK была и еще пока остается одной из самых ярких и самобытных групп в истории югославского рока.
В самом раннем периоде этот ансамбль, в основном, занимался концертной деятельностью и искал свой собственный стиль. Тогдашний репертуар состоял из произведений таких ансамблей, как SANTANA, JETHRO TULL, THE ROLLING STONES и др. Лидер группы, Радомир Михайлович, очень быстро заявил о себе, как об одном из самых перспективных и самобытных югославских гитаристов, ориентированных на жесткое и энергичное звучание в роке. Будучи представителем именно югославской рок-сцены, в его игре, тем не менее, угадываются интернациональный блюзовые и роковые корни. Как вы уже знаете из истории о BIJELO DUGME, в феврале 1975 года Точак участвовал на фестивале гитаристов, на котором одержал победу.
В начале 70-х был образован «костяк» группы: Радомир Михалович гитара; Зоран Миланович (Zoran Milanovi·) бас-гитара; Слободан Стоянович Кепа (Slobodan Stojanovi· Kepa) ударные. За исключением этих трех музыкантов, все остальные участники менялись часто. Лишь в 1973 году появился более-менее постоянный вокалист Борис Аранджелович (Boris Arandjelovi·), резкий и характерный голос которого можно услышать на всех классических альбомах «золотого» периода. Периодически участвовал в в ансамбле, хорошо уже известный вам, талантливый клавишник Лаза Ристовски (Laza Ristovski).
К 1975 году ансамбль выпустил только три сингла, на двух из которых был представлен первый хит - великолепный инструментал В«Ulazak U HaremВ». Популярность группы стремительно набирала обороты, и уже в том же, 1975 году, они открывали концерт DEEP PURPLE, проходивший в Белграде. Выпуск синглов и успешный концерт подготовили почву для выпуска первого лонгплея Smak, ставшего одним из самых продаваемых дисков в истории югославского рока.
В начале 1976 года ансамбль провел небольшой тур в Нью-Йорк, по следам которого был записан документальный фильм В«Smak In New YorkВ». Турне было приурочено к выпуску нового мини-альбома Satelit. За оставшееся время года Радомир Михайлович успел записать свой первый соло-альбом R. M. ToЅak, также имевший большой успех среди любителей гитарного рока.
В 1977 году Лазаря Ристовски сменил Мики Петковски (Miki Petkovski) клавишные. Именно с ним группа записала свой первый шедевр Crna Dama (В«Черная ДамаВ»), сотканный просто из великолепных композиций с различными стилистическими оттенками. При довольно жестком хард-роковом базисе, этот диск демонстрирует стремление к развитию музыкальных полотен, импровизации, своейственной джазу и блюзу с элементами фолка. Не зря этот диск и поныне очень почитаем даже в среде любителей прогрессива! А вообще, выпуск этого произведения стало знаменательным событием в истории югославского рока.
В 1978 году снова произошли перемены в составе: новым клавишником стал Тибор Левэй (Tibor Levay). Очередной альбом Stranice Naeg Vremena (В«Страницы Нашего ВремениВ») закрепил и развил выбранное В«прогрессивноеВ» направление. Если в выразительности представленный материал лишь чуть-чуть уступал своему предшественнику, то интересных аранжировок стало даже больше. Особенно выделялась своей прогрессивной направленностью одиннадцатиминутная композиция В«PonoЅni Lovak (Birka 18)В», которая закрывала альбом.
Группу заметили не только в странах Восточной Европы, но и на Западе, где поступили в продажу англоязычные версии этих двух альбомов: Black Lady и Dab In The Middle, соответственно.
Увы, группе не удалось закрепить творческий успех. Выпущенный в 1980 году альбом Rock Cirkus явно был создан в дань моды на В«новую волнуВ», проникшую и в Восточную Европу. Несмотря на хорошие продажи, скучный банальный хард-рок с предельно упрощенными аранжировками и припевными куплетами прямо способствовал быстрому забвению этого проекта. Впрочем, всем тогда было вообще не до музыки: умер президент Югославии товарищ Тито.
Очередной альбом Zato Ne Volim Sneg (В«Почему Не Любим СнегВ») полностью восстанавливает реноме группы, а многие поклонники считают его завершением В«золотойВ» трилогии. Дело в том, что этот проект планировался, как очередной сольный альбом Михаловича, но звукозаписывающая настояла на том, чтобы он был выпущен под маркой SMAK. Обернутый в черный конверт, он был посвящен безвременно погибшему брату Михаловича. Естественно музыкальное настроение преобладает грустное, задумчивое, которое полностью соответствует лирике.
Во второй половине 80-х годов ансамбль снизил свою творческую активность. Отчасти, это объясняется творческим кризисом, а, отчасти, и потерей интереса публики к ним. Очередной реньон состоялся в 1992 году в оригинальном составе, образца 75 года, снова с Лазой Ристовски на клавишах. В этом составе ансамбль успешно концертировал по Сербии, результатом которых стал первый В«живойВ» альбом odLIVEno, вышедший только на аудиокассете. В записи поучаствовал лучший гармонист в Сербии - Пера Джо (Pera Joe).
В 1992-1993 годах Михайлович выпускает свой второй сольный альбом и музыку к фильму В«Byzantine BlueВ», который получил приз как В«лучший саундтрекВ» на одном из конкурсов. В 1994 году происходят кардинальные изменения в составе. Ветеранам Точаку и Кепе помогают молодые музыканты: Дежан Стоянович Кепа мл. (Dejan Stojanovi· Kepa, второй ударник и сын Кепы-старшего), Дежан Найданович Найда (Dejan Najdanovi· Najda) вокал, Влада Самарджич (Vlada Samard.i·) бас-гитара и Милан Милосавльевич (Milan Milosavljevi· Mikica) гитара. В этом составе группа выпустила альбом Биоскоп Fox.
Четыре года спустя бас-гитарист Влада Самарджич покинул группу, а заменил его Сале Маркович (Sale Markovi·). В обновленном составе музыканты выпустили еще несколько концертных и студийных альбомов.
Последний, на сегодняшний день, студийный релиз Egregor характеризуется полным отказом от какой бы то ни было коммерцизации звучания, и возвращает нас к своим истокам. Сегодня группа исполняет весьма утяжеленный экспериментальный хард-джаз-рок с упором, естественно, на гитару. Вокала фактически нет, а если есть, то не более, чем для фона.
СМАК оставил свой оригинальный яркий след в период расцвета югославского рока. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
В самом раннем периоде этот ансамбль, в основном, занимался концертной деятельностью и искал свой собственный стиль. Тогдашний репертуар состоял из произведений таких ансамблей, как SANTANA, JETHRO TULL, THE ROLLING STONES и др. Лидер группы, Радомир Михайлович, очень быстро заявил о себе, как об одном из самых перспективных и самобытных югославских гитаристов, ориентированных на жесткое и энергичное звучание в роке. Будучи представителем именно югославской рок-сцены, в его игре, тем не менее, угадываются интернациональный блюзовые и роковые корни. Как вы уже знаете из истории о BIJELO DUGME, в феврале 1975 года Точак участвовал на фестивале гитаристов, на котором одержал победу.
В начале 70-х был образован «костяк» группы: Радомир Михалович гитара; Зоран Миланович (Zoran Milanovi·) бас-гитара; Слободан Стоянович Кепа (Slobodan Stojanovi· Kepa) ударные. За исключением этих трех музыкантов, все остальные участники менялись часто. Лишь в 1973 году появился более-менее постоянный вокалист Борис Аранджелович (Boris Arandjelovi·), резкий и характерный голос которого можно услышать на всех классических альбомах «золотого» периода. Периодически участвовал в в ансамбле, хорошо уже известный вам, талантливый клавишник Лаза Ристовски (Laza Ristovski).
К 1975 году ансамбль выпустил только три сингла, на двух из которых был представлен первый хит - великолепный инструментал В«Ulazak U HaremВ». Популярность группы стремительно набирала обороты, и уже в том же, 1975 году, они открывали концерт DEEP PURPLE, проходивший в Белграде. Выпуск синглов и успешный концерт подготовили почву для выпуска первого лонгплея Smak, ставшего одним из самых продаваемых дисков в истории югославского рока.
В начале 1976 года ансамбль провел небольшой тур в Нью-Йорк, по следам которого был записан документальный фильм В«Smak In New YorkВ». Турне было приурочено к выпуску нового мини-альбома Satelit. За оставшееся время года Радомир Михайлович успел записать свой первый соло-альбом R. M. ToЅak, также имевший большой успех среди любителей гитарного рока.
В 1977 году Лазаря Ристовски сменил Мики Петковски (Miki Petkovski) клавишные. Именно с ним группа записала свой первый шедевр Crna Dama (В«Черная ДамаВ»), сотканный просто из великолепных композиций с различными стилистическими оттенками. При довольно жестком хард-роковом базисе, этот диск демонстрирует стремление к развитию музыкальных полотен, импровизации, своейственной джазу и блюзу с элементами фолка. Не зря этот диск и поныне очень почитаем даже в среде любителей прогрессива! А вообще, выпуск этого произведения стало знаменательным событием в истории югославского рока.
В 1978 году снова произошли перемены в составе: новым клавишником стал Тибор Левэй (Tibor Levay). Очередной альбом Stranice Naeg Vremena (В«Страницы Нашего ВремениВ») закрепил и развил выбранное В«прогрессивноеВ» направление. Если в выразительности представленный материал лишь чуть-чуть уступал своему предшественнику, то интересных аранжировок стало даже больше. Особенно выделялась своей прогрессивной направленностью одиннадцатиминутная композиция В«PonoЅni Lovak (Birka 18)В», которая закрывала альбом.
Группу заметили не только в странах Восточной Европы, но и на Западе, где поступили в продажу англоязычные версии этих двух альбомов: Black Lady и Dab In The Middle, соответственно.
Увы, группе не удалось закрепить творческий успех. Выпущенный в 1980 году альбом Rock Cirkus явно был создан в дань моды на В«новую волнуВ», проникшую и в Восточную Европу. Несмотря на хорошие продажи, скучный банальный хард-рок с предельно упрощенными аранжировками и припевными куплетами прямо способствовал быстрому забвению этого проекта. Впрочем, всем тогда было вообще не до музыки: умер президент Югославии товарищ Тито.
Очередной альбом Zato Ne Volim Sneg (В«Почему Не Любим СнегВ») полностью восстанавливает реноме группы, а многие поклонники считают его завершением В«золотойВ» трилогии. Дело в том, что этот проект планировался, как очередной сольный альбом Михаловича, но звукозаписывающая настояла на том, чтобы он был выпущен под маркой SMAK. Обернутый в черный конверт, он был посвящен безвременно погибшему брату Михаловича. Естественно музыкальное настроение преобладает грустное, задумчивое, которое полностью соответствует лирике.
Во второй половине 80-х годов ансамбль снизил свою творческую активность. Отчасти, это объясняется творческим кризисом, а, отчасти, и потерей интереса публики к ним. Очередной реньон состоялся в 1992 году в оригинальном составе, образца 75 года, снова с Лазой Ристовски на клавишах. В этом составе ансамбль успешно концертировал по Сербии, результатом которых стал первый В«живойВ» альбом odLIVEno, вышедший только на аудиокассете. В записи поучаствовал лучший гармонист в Сербии - Пера Джо (Pera Joe).
В 1992-1993 годах Михайлович выпускает свой второй сольный альбом и музыку к фильму В«Byzantine BlueВ», который получил приз как В«лучший саундтрекВ» на одном из конкурсов. В 1994 году происходят кардинальные изменения в составе. Ветеранам Точаку и Кепе помогают молодые музыканты: Дежан Стоянович Кепа мл. (Dejan Stojanovi· Kepa, второй ударник и сын Кепы-старшего), Дежан Найданович Найда (Dejan Najdanovi· Najda) вокал, Влада Самарджич (Vlada Samard.i·) бас-гитара и Милан Милосавльевич (Milan Milosavljevi· Mikica) гитара. В этом составе группа выпустила альбом Биоскоп Fox.
Четыре года спустя бас-гитарист Влада Самарджич покинул группу, а заменил его Сале Маркович (Sale Markovi·). В обновленном составе музыканты выпустили еще несколько концертных и студийных альбомов.
Последний, на сегодняшний день, студийный релиз Egregor характеризуется полным отказом от какой бы то ни было коммерцизации звучания, и возвращает нас к своим истокам. Сегодня группа исполняет весьма утяжеленный экспериментальный хард-джаз-рок с упором, естественно, на гитару. Вокала фактически нет, а если есть, то не более, чем для фона.
СМАК оставил свой оригинальный яркий след в период расцвета югославского рока. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
показывать / спрятать больше