Информация об исполнителе
СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР (19151997) - один из великих пианистов ХХ века.
Родился в Одессе 7 (20) марта 1915 в семье музыкантов. Отец его был органистом и преподавал в городском музыкальном училище. Начальное музыкальное образование получил у отца, но до многого доходил сам (в частности, уже в детстве научился читать оркестровые партитуры). Дебютировал как солист в Одессе 19 февраля 1934, исполнив ряд трудных пьес Шопена; некоторое время работал концертмейстером Одесского театра оперы и балета. С 1937 начал учиться в Москве у профессора Московской консерватории Г.Г.Нейгауза (был зачислен в консерваторию без экзаменов; диплом получил в 1947).
Будучи еще студентом (1940), Рихтер дебютировал в Москве, осуществив премьеру только что написанной Шестой фортепианной сонаты Прокофьева, и автор был настолько удовлетворен, что через два года поручил пианисту премьеру своей Седьмой сонаты (в дальнейшем Рихтер стал первым исполнителем Восьмой и Девятой сонат). В 1945 принял участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, получил первую премию; в 1949 стал лауреатом Сталинской премии. С 1945 начал выступать, кроме сольных концертов, в ансамбле с певицей Ниной Львовной Дорлиак (19081998), которая стала его постоянным музыкальным партнером и спутником жизни.
Выступления Рихтера пользовались огромным успехом (Нейгауз прямо называл своего ученика «гением»; Д.Д.Шостакович говорил о нем как об «экстраординарном явлении» помимо прочего, пианист обладал «фотографической памятью», мгновенно выучивал новые произведения и великолепно читал с листа оркестровые партитуры, в том числе только что созданные). В 1960 Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго и Нью-Йорке, и вскоре стал необычайно популярным на Западе. Однако пианист вовсе не был склонен вести жизнь странствующего виртуоза: необычайно серьезный и глубокий музыкант, Рихтер предпочитал постоянную работу над совершенствованием своего мастерства и расширением репертуара.
В 1964 Рихтер при поддержке звукозаписывающей фирмы EMI основал ежегодный летний фестиваль в Турене около французского города Тура, в котором регулярно принимал участие. В 1989 при покровительстве и участии Рихтера в московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина начал проводиться фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств: Рихтер в течение всей жизни увлеченно занимался акварелью, тонко разбирался в живописи и собирал ее. Он предпринял и опыт выступления в качестве дирижера, однако впоследствии не продолжил его.
В течение жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, но наиболее интересным своим турне считал огромную концертную поездку по России в 1986, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до Владивостока, давал по дороге концерты, в том числе в маленьких городах. Последний свой концерт Рихтер сыграл в Любеке (Германия) в марте 1995. В последние годы жизни он дал ряд интервью французскому музыканту и кинодокументалисту Бруно Монсенжону, которые легли в основу фильма Richter: L'Insoumis (в русском переводе Непокоренный Рихтер), где впервые с большой откровенностью рассказал о глубоких переживаниях, которые сопутствовали его творческому пути в условиях советского режима, о своем миросозерцании, об отношениях с разными музыкантами.
Репертуар пианиста был огромным. Центр его составляла классика, прежде всего Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс; он много играл Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. В течение всей жизни музыкант тяготел к ансамблевому исполнительству, выступая вместе с крупнейшими музыкантами-современниками, русскими и зарубежными (в частности, с Д.Ф.Ойстрахом и М.Л.Ростроповичем, а с 1970-х годов с молодыми тогда О.М.Каганом, Н.Т.Гутман, Г.М.Кремером и др.). Пианистический стиль Рихтера можно в целом охарактеризовать как мощный, мужественный, в высшей степени сосредоточенный, чуждый внешнего блеска; всякий раз его манера соответствовала стилю исполняемой им музыки. Он сделал много записей, причем лучшие из них записи непосредственно с концертов.
Умер Рихтер в Москве 1 августа 1997.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Родился в Одессе 7 (20) марта 1915 в семье музыкантов. Отец его был органистом и преподавал в городском музыкальном училище. Начальное музыкальное образование получил у отца, но до многого доходил сам (в частности, уже в детстве научился читать оркестровые партитуры). Дебютировал как солист в Одессе 19 февраля 1934, исполнив ряд трудных пьес Шопена; некоторое время работал концертмейстером Одесского театра оперы и балета. С 1937 начал учиться в Москве у профессора Московской консерватории Г.Г.Нейгауза (был зачислен в консерваторию без экзаменов; диплом получил в 1947).
Будучи еще студентом (1940), Рихтер дебютировал в Москве, осуществив премьеру только что написанной Шестой фортепианной сонаты Прокофьева, и автор был настолько удовлетворен, что через два года поручил пианисту премьеру своей Седьмой сонаты (в дальнейшем Рихтер стал первым исполнителем Восьмой и Девятой сонат). В 1945 принял участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, получил первую премию; в 1949 стал лауреатом Сталинской премии. С 1945 начал выступать, кроме сольных концертов, в ансамбле с певицей Ниной Львовной Дорлиак (19081998), которая стала его постоянным музыкальным партнером и спутником жизни.
Выступления Рихтера пользовались огромным успехом (Нейгауз прямо называл своего ученика «гением»; Д.Д.Шостакович говорил о нем как об «экстраординарном явлении» помимо прочего, пианист обладал «фотографической памятью», мгновенно выучивал новые произведения и великолепно читал с листа оркестровые партитуры, в том числе только что созданные). В 1960 Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго и Нью-Йорке, и вскоре стал необычайно популярным на Западе. Однако пианист вовсе не был склонен вести жизнь странствующего виртуоза: необычайно серьезный и глубокий музыкант, Рихтер предпочитал постоянную работу над совершенствованием своего мастерства и расширением репертуара.
В 1964 Рихтер при поддержке звукозаписывающей фирмы EMI основал ежегодный летний фестиваль в Турене около французского города Тура, в котором регулярно принимал участие. В 1989 при покровительстве и участии Рихтера в московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина начал проводиться фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств: Рихтер в течение всей жизни увлеченно занимался акварелью, тонко разбирался в живописи и собирал ее. Он предпринял и опыт выступления в качестве дирижера, однако впоследствии не продолжил его.
В течение жизни Рихтер много гастролировал в разных странах мира, но наиболее интересным своим турне считал огромную концертную поездку по России в 1986, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до Владивостока, давал по дороге концерты, в том числе в маленьких городах. Последний свой концерт Рихтер сыграл в Любеке (Германия) в марте 1995. В последние годы жизни он дал ряд интервью французскому музыканту и кинодокументалисту Бруно Монсенжону, которые легли в основу фильма Richter: L'Insoumis (в русском переводе Непокоренный Рихтер), где впервые с большой откровенностью рассказал о глубоких переживаниях, которые сопутствовали его творческому пути в условиях советского режима, о своем миросозерцании, об отношениях с разными музыкантами.
Репертуар пианиста был огромным. Центр его составляла классика, прежде всего Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс; он много играл Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. В течение всей жизни музыкант тяготел к ансамблевому исполнительству, выступая вместе с крупнейшими музыкантами-современниками, русскими и зарубежными (в частности, с Д.Ф.Ойстрахом и М.Л.Ростроповичем, а с 1970-х годов с молодыми тогда О.М.Каганом, Н.Т.Гутман, Г.М.Кремером и др.). Пианистический стиль Рихтера можно в целом охарактеризовать как мощный, мужественный, в высшей степени сосредоточенный, чуждый внешнего блеска; всякий раз его манера соответствовала стилю исполняемой им музыки. Он сделал много записей, причем лучшие из них записи непосредственно с концертов.
Умер Рихтер в Москве 1 августа 1997.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше