Информация об исполнителе
Коллектив The Orb появился в 1988 году как проект Alex Patterson и Jimmy Cauty. С момента своего появления, The Orb развивался путем сотрудничества Алекса Патерсена (Alex Paterson) с различными музыкантами. Алекс начал писать музыку в конце 1988 года вместе с Джимми Каути (Jimmy Cauty), используя сэмплер. В последствии все это было реализовано на EG, лэйбле Брайана Ино (Braian Eno), где Алекс в то время и работал. Конечным результатом стал альбом The Kiss EP (1989), состоящий из сэмплов радио Kiss FM на фоне деструктивных тем. По мнению Алекса, они с Каути открыли новое направление в области коллажной музыки. Данный проект был представлен публике во время выступления в chill-out зоне клуба Land of Oz. Так был рожден ambient/house...
Роль The Orb, как новаторов ambient музыки неоценима. Они переступили порог музыки new age на пути к новой "воздушной" архитектуре, и сделали из ambient некий саундтрек к другой стороне клубной культуры. Наиболее сильное влияние на The Orb оказали эксперименты со звуком "отца" аналоговой ambient музыки Брайана Ино. Алексу понравились идеи Ино, отраженные в его Music for Airports: ...ambient музыка создает пространство для течения мыслей, занимая много уровней внимания без преобладания какой-либо темы над другими. The Orb развили эти идеи, добавив басовые барабаны, компьютерные эффекты, телефонные разговоры и вообще все, что смог найти в своем сэмплере Алекс.
Заслуга The Orb в том, что они перенаправили "подсознательный" подход Ино, преобразовав его в некое звуковое граффити из ярких образов, отражающих химические процессы в организмах потерянного и вновь нашедшего себя поколения Х, детей acid, живущих в жестоких реалиях современного города. И вам уже не нужны наркотики, чтобы понять The Orb, их музыка и есть тот самый наркотик. Если Ино написал книгу ambient, то The Orb сделали фильм, подняв на поверхность целый пласт андеграунд культуры. Это был самый сильный прорыв на Британской авангардной сцене после New Order десятью годами ранее.
Осенью 1989 The Orb выпустили The Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules From The Center Of The Ultraworld, что переводится примерно как Огромный растущий пульсирующий мозг из центра Ультрамира. C помощью известного сэмпла Minnie Ripperton Loving You, хоральных партий, церковных перезвонов, радиопомех, разговоров на фоне шумовых эффектов и типичных для музыкантов зацикленных клавишных тем, The Orb доказали, что возможно быть и электронной, и популярной, и авангардной, и экстремально-романтической, и вообще, какой-угодно группой в одно и тоже время.
К 1991 уже вырисовывается стиль орбовских миксов - как правило это длинные эмбиентные композиции, сходные с оригиналом разве что некоторыми сэмплами. Музыка Orb в основном состоит из эмбиентных звуковых картинок (местами красивых и мелодичных, местами пугающих и индастриальных). Иногда появляются ненавязчивые хаусные или дабовые ритмы. Характерная особенность всей музыки Orb - очень интересная работа с вокальными сэмплами. Композиции часто напоминают мозаику из окружающих шумов, кусочков музыкальных тем со старых пластинок и фраз из фильмов. Такой стилистики группа придерживается и по сей день.
В тот период из группы ушел Джимми Каути - работать вместе с Биллом Драммондом (Bill Drummond) над проектом KLF, и Алекс в отчаянии пригласил Youth для записи третьего сингла Little Fluffy Clouds, - и не прогадал. Youth был старым школьным другом Алекса и они вместе снимали квартиру. Когда-то Алекс был барабанщиком в группе "Killing Joke", где Youth играл на бас-гитаре. Потом они вместе работали на EG records.
Сингл Little Fluffy Clouds стал безумно популярным в клубах, и на этой волне The Orb выпустили двойной альбом The Orb's Adventures Beyond The Ultraworld (1991). Такая плодотворная работа была связана с идеями новых музыкантов в группе. Алекс познакомился со швейцарцем Томасом Фельманом (Thomas Fehlmann) во время работы над компиляцией Teutonic Beats на EG. Крис "Треш" Вестон внес в группу странные звуки трущеб Южного Лондона. Стив Хилэдж (Steve Hillage) и Миквет Джирауди (Miquette Giraudy), известные как проект System 7, признались, что были потрясены музыкой Алекса во время все тех же выступлений в Land of Oz, и также сотрудничали с The Orb.
The Orb's Adventures ... продавался огромными (для авангардной электроники) тиражами. Был выпущен Aubrey Mixes: The Ultraworld Excursions и на музыкантов обратила внимание популярная пресса.
Второй альбом - UFOrb выходит в 1992 году. Hередко этот альбом называют лучшей работой группы. Музыка на этом диске представляет собой сочетание фирменных орбовских звуковых абстракций с более жесткими, чем на первом альбоме дабовыми или иногда даже техно ритмами. Примечательная деталь - сингл Blue Room с этого диска включает в себя сорокаминутную версию!
В 1993 году выходит альбом Orb Live 93 - сборник записей с живых выступлений группы. Он включает в себя композиции с первых двух альбомов плюс две новые вещи - Valley и Plateau, вошедшие затем в альбом Orbus Terrarum. Композиции на этом альбоме сильно отличаются от оригиналов, местами изменены просто до неузнаваемости. Этот диск интересен как пример живого выступления электронной группы.
В 1994 году выходит альбом Pomme Fritz - The Orb's Little Album, несколько выделяющийся из остальных работ Orb. Звучание на этом альбоме намного более тяжелое, перегруженное режущими слух звуками. Hесмотря на длительность всего в 44 минуты, дослушать этот диск до конца непривычному слушателю удается далеко не всегда.
Следующий диск Orbus Terrarum (1995) опять красивый и эмбиентный, возможно лучшая работа для ознакомления с творчеством Orb. Orbus Terrarum является эволюцией их стиля в более отточенный саунд. Все же веселье и игры здесь присутствуют, только более спрятанные и теперь менее являющиеся отличительной чертой. Альбом хорош, и вы должны послушать его.
Orbus Terrarum невозможно слушать "между делом", в него нужно вслушиваться, пытаясь распутать клубок из эмоций, хитро сплетенный Алексом. The Orb создали "неоклассическую музыку следующего века, серьезную и чертовски веселую". Благодаря Island, альбом был переиздан в Америке, где получил неожиданно хорошие отзывы в прессе.
Однако эти события негативно подействовали на Криса Вестона, он уходит из группы и его заменяет новый музыкант Энди Хьюгс (Andy Hughes), который уже некоторое время до этого был звукоинженером группы, а теперь стал активно участвовать в творческом процессе. И вновь это предопределило дальнейшие музыкальные исследования The Orb. Алекс, Энди и Томас Фельдман начинают собирать материал к альбому Orblivion (игра слов: oblivion - забвение). Cлучалось, что утром Алекс играл музыку где-нибудь в Новой Зеландии, а вечером в Сан-Франциско, Энди стал отцом и, помимо этого, много времени уделял техно-проекту Anaesthesia, Томас продолжал работать в Берлине, - и все трое делали много ремиксов, в том числе на известных The Cranberries и малоизвестных Mindless Drug Hoover.
Последняя работа группы на 1999-й год - альбом 1997 года Orblivion. Здесь музыканты вновь возвращаются к экспериментам, начатым на альбоме Pomme Fritz. Музыка становится немного более динамичной, к нагромождению звуков добавляются разные ритмы. Hа альбоме есть даб и даже элементы джангла засчет чего по звучанию альбом не очень похож на типичные работы группы. С этого диска выпущено два сингла - Toxygene (наиболее нетипичный для Orb трек с альбома) и Assylum. Orblivion был окончательно сведен на Trident Studious в Лондоне летом 1996. В альбоме использовались элементы этнической музыки и drum'n'bass, что отражало тенденции развития британской электроники в то (не такое уж далекое) время; при этом The Orb смогли сохранить свой неповторимый стиль, просто направив его в другое русло. Особо следует выделить композицию S.A.L.T., создающую очень специальное настроение. Она начинается с засемплированных отфильтрованых щелчков виниловой пластинки, далее на фоне утопической и напыщенной речи из фильма Майкла Лэя (Mike Leigh) Naked раскручивается ритм, в кульминации взрывающийся сочными басами. Подобный прием использовался также в Montagne D'or c Orbvs Terrarvm.
"Мы начали записывать альбом на квартире Томаса, в Берлине", - вспоминает Алекс. "Это Вам не студия - можно попить чай на кухне, либо поиграть на компьютере. Столько предметов вокруг, дающих столько идей. К тому же, у нас изменился подход к живым выступлениям. Не всем интересно просто сидеть на полу в клубе и ждать, пока мы соизволим выдать очередной бит. Нам важна активная реакция публики. Всегда есть соблазн углубиться в дебри экспериментов, но это не всегда улучшает качество музыки".
Хотя, по большому счету, Алекс всегда делал музыку так, как хотел. И не его вина, что с момента своего появления, The Orb является культовой группой для самых разных людей.
К альбому Adventures Beyond The Ultraworld вышел укороченный видео вариант. Также вышло огромное количество бутлегов с записями живых выступлений или просто редких композиций. Orb несколько раз появлялись на Radio 1 в программе у Джона Пила, после чего выходили их EP Peel Sessions. Совместно с Робертом Фриппом Orb записали альбом FFWD. Алекс Паттерсон принимал участие в большом количестве проектов, нарпимер в System 7 или Juno Reactor (альбом Luciana). Он также активно занимается диджейтсвом - его сет можно услышать на CD Textures - Highlights from Trance Europe Express 1-4.
Несмотря на то, что альбом Cydonia в истории группы был полностью готов еще в 1999 году, лейбл Island затягивал процесс до января 2001, когда, наконец, он не поступил на прилавки магазинов. Однако прилавочный вариант обнаружил в себе значительные отличия от того, что было сделано в 1999-м. Дело в том, что какой-то расторопный тип приделал ноги внутреннему, чуть ли не секретному promo варианту альбома, и вся прогрессивная общественность с ним уже давно ознакомилась. Promo звучало вполне спокойно, революций в жанре не производило, однако было выдержано в ровном ambient/house ключе, с подавляющим преобладанием длинных инструментальных композиций. Увы, но в окончательном варианте из promo выжили только Once More, Promis, Ghost Dancing, Turn It Down, A Mile Long Lump Of Lard и Terminus. Согласитесь, что за исключением трека Once More это лучшие композиции на этом альбоме. Где легкость композиции Ralf? Где задумчивость Freely Wheely? Куда делась энергия Yungle? Нет их здесь. Увы, их заменили на какие-то малоуместные короткие зарисовки Egnable, Firestarter и 1.1.1. Далее, вокальных номеров за The Orb ранее не водилось, а в окончательном варианте их какой-то переизбыток. Можно простить Once More, а Ghost Dancing просто превосходен в своем плавном движении, в котором музыка и голос сливаются чудесным образом, но Centuries и Plum Island коробят слух. Наконец, инструментальные Hamlet Of Kings и Thursday's Keeper звучат как-то странно неправильно на фоне первой половины альбома. А ведь жаль - Cydonia в первоначальном варианте действительно звучал однородно и хорошо, и мог бы стать новой победой банды над критиками, скрипящими своими суставами, выстукивая на ноутбуках очередное предвещение скорой гибели и исхудания творческого потенциала.
В дальнейшем у Orb последовали еще многочисленные выпуски релизов на разных лейблах по всему миру. Из которых можно было бы выделить пару запоминающихся и представляющих интерес альбомов - это Bicycles & Tricycles и Okie Dokie It's The Orb On Kompakt. В записи этих альбомов принимал участие известный европейский музыкант Thomas Fehlmann, резидент легендарного клуба Tresor и ветеран электронной сцены. Но все это уже представляет из себя совсем другую музыку, от Orb осталось только название и присутствие психоделики ощущается только на отдельных композициях, в этом смысле Okie Dokie является отличным объяснением произошедших перемен.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Роль The Orb, как новаторов ambient музыки неоценима. Они переступили порог музыки new age на пути к новой "воздушной" архитектуре, и сделали из ambient некий саундтрек к другой стороне клубной культуры. Наиболее сильное влияние на The Orb оказали эксперименты со звуком "отца" аналоговой ambient музыки Брайана Ино. Алексу понравились идеи Ино, отраженные в его Music for Airports: ...ambient музыка создает пространство для течения мыслей, занимая много уровней внимания без преобладания какой-либо темы над другими. The Orb развили эти идеи, добавив басовые барабаны, компьютерные эффекты, телефонные разговоры и вообще все, что смог найти в своем сэмплере Алекс.
Заслуга The Orb в том, что они перенаправили "подсознательный" подход Ино, преобразовав его в некое звуковое граффити из ярких образов, отражающих химические процессы в организмах потерянного и вновь нашедшего себя поколения Х, детей acid, живущих в жестоких реалиях современного города. И вам уже не нужны наркотики, чтобы понять The Orb, их музыка и есть тот самый наркотик. Если Ино написал книгу ambient, то The Orb сделали фильм, подняв на поверхность целый пласт андеграунд культуры. Это был самый сильный прорыв на Британской авангардной сцене после New Order десятью годами ранее.
Осенью 1989 The Orb выпустили The Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules From The Center Of The Ultraworld, что переводится примерно как Огромный растущий пульсирующий мозг из центра Ультрамира. C помощью известного сэмпла Minnie Ripperton Loving You, хоральных партий, церковных перезвонов, радиопомех, разговоров на фоне шумовых эффектов и типичных для музыкантов зацикленных клавишных тем, The Orb доказали, что возможно быть и электронной, и популярной, и авангардной, и экстремально-романтической, и вообще, какой-угодно группой в одно и тоже время.
К 1991 уже вырисовывается стиль орбовских миксов - как правило это длинные эмбиентные композиции, сходные с оригиналом разве что некоторыми сэмплами. Музыка Orb в основном состоит из эмбиентных звуковых картинок (местами красивых и мелодичных, местами пугающих и индастриальных). Иногда появляются ненавязчивые хаусные или дабовые ритмы. Характерная особенность всей музыки Orb - очень интересная работа с вокальными сэмплами. Композиции часто напоминают мозаику из окружающих шумов, кусочков музыкальных тем со старых пластинок и фраз из фильмов. Такой стилистики группа придерживается и по сей день.
В тот период из группы ушел Джимми Каути - работать вместе с Биллом Драммондом (Bill Drummond) над проектом KLF, и Алекс в отчаянии пригласил Youth для записи третьего сингла Little Fluffy Clouds, - и не прогадал. Youth был старым школьным другом Алекса и они вместе снимали квартиру. Когда-то Алекс был барабанщиком в группе "Killing Joke", где Youth играл на бас-гитаре. Потом они вместе работали на EG records.
Сингл Little Fluffy Clouds стал безумно популярным в клубах, и на этой волне The Orb выпустили двойной альбом The Orb's Adventures Beyond The Ultraworld (1991). Такая плодотворная работа была связана с идеями новых музыкантов в группе. Алекс познакомился со швейцарцем Томасом Фельманом (Thomas Fehlmann) во время работы над компиляцией Teutonic Beats на EG. Крис "Треш" Вестон внес в группу странные звуки трущеб Южного Лондона. Стив Хилэдж (Steve Hillage) и Миквет Джирауди (Miquette Giraudy), известные как проект System 7, признались, что были потрясены музыкой Алекса во время все тех же выступлений в Land of Oz, и также сотрудничали с The Orb.
The Orb's Adventures ... продавался огромными (для авангардной электроники) тиражами. Был выпущен Aubrey Mixes: The Ultraworld Excursions и на музыкантов обратила внимание популярная пресса.
Второй альбом - UFOrb выходит в 1992 году. Hередко этот альбом называют лучшей работой группы. Музыка на этом диске представляет собой сочетание фирменных орбовских звуковых абстракций с более жесткими, чем на первом альбоме дабовыми или иногда даже техно ритмами. Примечательная деталь - сингл Blue Room с этого диска включает в себя сорокаминутную версию!
В 1993 году выходит альбом Orb Live 93 - сборник записей с живых выступлений группы. Он включает в себя композиции с первых двух альбомов плюс две новые вещи - Valley и Plateau, вошедшие затем в альбом Orbus Terrarum. Композиции на этом альбоме сильно отличаются от оригиналов, местами изменены просто до неузнаваемости. Этот диск интересен как пример живого выступления электронной группы.
В 1994 году выходит альбом Pomme Fritz - The Orb's Little Album, несколько выделяющийся из остальных работ Orb. Звучание на этом альбоме намного более тяжелое, перегруженное режущими слух звуками. Hесмотря на длительность всего в 44 минуты, дослушать этот диск до конца непривычному слушателю удается далеко не всегда.
Следующий диск Orbus Terrarum (1995) опять красивый и эмбиентный, возможно лучшая работа для ознакомления с творчеством Orb. Orbus Terrarum является эволюцией их стиля в более отточенный саунд. Все же веселье и игры здесь присутствуют, только более спрятанные и теперь менее являющиеся отличительной чертой. Альбом хорош, и вы должны послушать его.
Orbus Terrarum невозможно слушать "между делом", в него нужно вслушиваться, пытаясь распутать клубок из эмоций, хитро сплетенный Алексом. The Orb создали "неоклассическую музыку следующего века, серьезную и чертовски веселую". Благодаря Island, альбом был переиздан в Америке, где получил неожиданно хорошие отзывы в прессе.
Однако эти события негативно подействовали на Криса Вестона, он уходит из группы и его заменяет новый музыкант Энди Хьюгс (Andy Hughes), который уже некоторое время до этого был звукоинженером группы, а теперь стал активно участвовать в творческом процессе. И вновь это предопределило дальнейшие музыкальные исследования The Orb. Алекс, Энди и Томас Фельдман начинают собирать материал к альбому Orblivion (игра слов: oblivion - забвение). Cлучалось, что утром Алекс играл музыку где-нибудь в Новой Зеландии, а вечером в Сан-Франциско, Энди стал отцом и, помимо этого, много времени уделял техно-проекту Anaesthesia, Томас продолжал работать в Берлине, - и все трое делали много ремиксов, в том числе на известных The Cranberries и малоизвестных Mindless Drug Hoover.
Последняя работа группы на 1999-й год - альбом 1997 года Orblivion. Здесь музыканты вновь возвращаются к экспериментам, начатым на альбоме Pomme Fritz. Музыка становится немного более динамичной, к нагромождению звуков добавляются разные ритмы. Hа альбоме есть даб и даже элементы джангла засчет чего по звучанию альбом не очень похож на типичные работы группы. С этого диска выпущено два сингла - Toxygene (наиболее нетипичный для Orb трек с альбома) и Assylum. Orblivion был окончательно сведен на Trident Studious в Лондоне летом 1996. В альбоме использовались элементы этнической музыки и drum'n'bass, что отражало тенденции развития британской электроники в то (не такое уж далекое) время; при этом The Orb смогли сохранить свой неповторимый стиль, просто направив его в другое русло. Особо следует выделить композицию S.A.L.T., создающую очень специальное настроение. Она начинается с засемплированных отфильтрованых щелчков виниловой пластинки, далее на фоне утопической и напыщенной речи из фильма Майкла Лэя (Mike Leigh) Naked раскручивается ритм, в кульминации взрывающийся сочными басами. Подобный прием использовался также в Montagne D'or c Orbvs Terrarvm.
"Мы начали записывать альбом на квартире Томаса, в Берлине", - вспоминает Алекс. "Это Вам не студия - можно попить чай на кухне, либо поиграть на компьютере. Столько предметов вокруг, дающих столько идей. К тому же, у нас изменился подход к живым выступлениям. Не всем интересно просто сидеть на полу в клубе и ждать, пока мы соизволим выдать очередной бит. Нам важна активная реакция публики. Всегда есть соблазн углубиться в дебри экспериментов, но это не всегда улучшает качество музыки".
Хотя, по большому счету, Алекс всегда делал музыку так, как хотел. И не его вина, что с момента своего появления, The Orb является культовой группой для самых разных людей.
К альбому Adventures Beyond The Ultraworld вышел укороченный видео вариант. Также вышло огромное количество бутлегов с записями живых выступлений или просто редких композиций. Orb несколько раз появлялись на Radio 1 в программе у Джона Пила, после чего выходили их EP Peel Sessions. Совместно с Робертом Фриппом Orb записали альбом FFWD. Алекс Паттерсон принимал участие в большом количестве проектов, нарпимер в System 7 или Juno Reactor (альбом Luciana). Он также активно занимается диджейтсвом - его сет можно услышать на CD Textures - Highlights from Trance Europe Express 1-4.
Несмотря на то, что альбом Cydonia в истории группы был полностью готов еще в 1999 году, лейбл Island затягивал процесс до января 2001, когда, наконец, он не поступил на прилавки магазинов. Однако прилавочный вариант обнаружил в себе значительные отличия от того, что было сделано в 1999-м. Дело в том, что какой-то расторопный тип приделал ноги внутреннему, чуть ли не секретному promo варианту альбома, и вся прогрессивная общественность с ним уже давно ознакомилась. Promo звучало вполне спокойно, революций в жанре не производило, однако было выдержано в ровном ambient/house ключе, с подавляющим преобладанием длинных инструментальных композиций. Увы, но в окончательном варианте из promo выжили только Once More, Promis, Ghost Dancing, Turn It Down, A Mile Long Lump Of Lard и Terminus. Согласитесь, что за исключением трека Once More это лучшие композиции на этом альбоме. Где легкость композиции Ralf? Где задумчивость Freely Wheely? Куда делась энергия Yungle? Нет их здесь. Увы, их заменили на какие-то малоуместные короткие зарисовки Egnable, Firestarter и 1.1.1. Далее, вокальных номеров за The Orb ранее не водилось, а в окончательном варианте их какой-то переизбыток. Можно простить Once More, а Ghost Dancing просто превосходен в своем плавном движении, в котором музыка и голос сливаются чудесным образом, но Centuries и Plum Island коробят слух. Наконец, инструментальные Hamlet Of Kings и Thursday's Keeper звучат как-то странно неправильно на фоне первой половины альбома. А ведь жаль - Cydonia в первоначальном варианте действительно звучал однородно и хорошо, и мог бы стать новой победой банды над критиками, скрипящими своими суставами, выстукивая на ноутбуках очередное предвещение скорой гибели и исхудания творческого потенциала.
В дальнейшем у Orb последовали еще многочисленные выпуски релизов на разных лейблах по всему миру. Из которых можно было бы выделить пару запоминающихся и представляющих интерес альбомов - это Bicycles & Tricycles и Okie Dokie It's The Orb On Kompakt. В записи этих альбомов принимал участие известный европейский музыкант Thomas Fehlmann, резидент легендарного клуба Tresor и ветеран электронной сцены. Но все это уже представляет из себя совсем другую музыку, от Orb осталось только название и присутствие психоделики ощущается только на отдельных композициях, в этом смысле Okie Dokie является отличным объяснением произошедших перемен.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше