Информация об исполнителе
Ньютон, Северная Каролина, США (1963 настоящее время)
Хрупкая рыжеволосая сирена Тори Эймос (Tori Amos), не имея в активе ни одного сверхпопулярного хита, не спровоцировав ни одного повода для появления на страницах желтой прессы, смогла обзавестись миллионами отчаянно преданных поклонников, став одной из ключевых фигур женского рок-движения 90-х. Делая акцент на остроумные, вдумчивые, образные тексты и опираясь на традиции авторского рока 70-х, Тори Эймос остается одной из очень немногих артисток, влюбленных в рояль и почти никогда с ним не расстающихся. С его помощью она высказывает свой взгляд на политику, религию, историю, сексуальность, власть мужчин и женские проблемы. Его звучание она дополняет органом, клавесином, клавикордами, фисгармонией, клавишами Fender Rhodes, выступая певицей, пианисткой, композитором, аранжировщиком и продюсером в одном лице. Мастерски сочетая смелую, актуальную лирику и оркестровые медитации, она вдохнула новую жизнь в рояль как инструмент рок-н-ролла, стала голосом женщин на стыке столетий - решительных, любящих, страдающих, самостоятельных, настоящих...
22 августа 1963 года в семье священника методистской церкви в городе Ньютон, штат Северная Каролина, родилась дочь Майра Эллен Эймос (Myra Ellen Amos). О том, что девочку ждет большое будущее, ее родные заподозрили очень рано. В два с половиной года, после переезда семьи в Балтимор, Майра попробовала брать первые аккорды на пианино, в четыре начала петь в церковном хоре, а через год - сочинять инструментальные этюды. Если на это еще можно было смотреть как на детские забавы, то когда в 1968 году пятилетняя девочка выиграла стипендию и стала самой юной ученицей школы при консерватории в Роквилле, к этому маленькому вундеркинду стали относиться совсем иначе.
Впрочем, обучение в школе протекало не так гладко, как хотелось бы. В девять лет Майра Эллен начала писать стихи, потом появились первые песни, а когда десятилетняя девчонка увлеклась рок-н-роллом, начала подбирать на слух песни Джона Леннона и The Doors, формальное академическое образование отошло на второй план. Ей было 11, когда дирекция школы отказала ей в стипендии. Да и саму ее консерваторский диплом больше не привлекал. Через два года Эймос станет студенткой колледжа Ричарда Монтгомери и под влиянием Led Zeppelin начнет писать рок-баллады, а вскоре и выступать в местных кафе и барах. Ее отец, который всегда поощрял и поддерживал Майру, примется рассылать ее демо-записи звукозаписывающим компании, которые будут годами упорно отмалчиваться.
Майра Эллен Эймос впервые почувствовала сладость победы в 14 лет, когда выиграла окружной песенный конкурс с песней "More Than Just a Friend". Это было в 1977 году. К 80-му году она собрала уже целую коллекцию школьных титулов, в том числе самой талантливой, самой перспективной и "лучшей из лучших" учениц. Кроме пения, она увлекалась театром и играла в школьном драматическом кружке Black Maskers. В выпускном классе она написала вместе с братом Майком композицию "Baltimore" для песенного конкурса Baltimore Orioles. Эймос выиграла это состязание и автоматически открыла отсчет своей дискографии. В 1980 году вышел ее дебютный сингл "Baltimore", включающий еще одну мелодию "Walking With You". Именно тогда из Майры Эллен она превращается в Тори - по совету приятеля, который как-то подметил, что она выглядит скорее как Тори, чем как Эллен.
Однако первые шаги в шоу-бизнесе оказались совсем не такими легкими, как ей мечталось. 21-летняя Тори переехала в Лос-Анджелес, где несколько лет оттачивала сценическое мастерство в ресторанах, барах и гей-клубах, исполняя под рояль как свои собственные песни, так и каверы Джони Митчелл (Joni Mitchell), Билли Холидэй (Billie Holiday), Билла Уизерса. Заодно снялась в паре-тройке рекламных роликов, в том числе в рекламе сухих завтраков, обойдя на кастинге тогда еще никому не известную Сару Джессику Паркер.
В 1985 году она решила взяться за дело с другой стороны и собрала собственную команду Y Kant Tori Read, в названии которой был зашифрован вопрос: "Почему Тори не умеет читать?" Имеется в виду чтение по нотам, из-за нелюбви к которому Эймос в свое время исключили из школы при консерватории. Название оказалось несчастливым. Озаглавленный так же дебютный альбом Тори Эймос, спродюсированный ею самой и выпущенный в 1988 году по контракту с Atlantic Records, не только не принес певице успеха, но и вызвал череду разгромных статей в прессе. Причем мнение рецензентов абсолютно совпадало с мнением публики.
После этого катастрофического провала Тори Эймос долго не могла прийти в себя. "Я выкарабкивалась после своего фиаско, как могла, - вспоминала она позднее. - В какой-то момент я вообще перестала понимать, зачем пишу музыку". Однако она не перестала считать музыку своим призванием. К тому же с рекорд-компанией ее связывал контракт на шесть альбомов, так что отступать было некуда. Она пробовала работать с бэк-вокалистами, писала мелодии для кино, исполняла песни с провалившейся пластинки на концертах.
Первые наброски для следующего альбома ее рекординговые боссы забраковали. По их мнению, девушка, поющая под рояль, не имела никаких шансов на рынке начала 90-х, которым правили гранж, данс-поп, рок и рэп. Саранжировав песни заново, Эймос переписывает весь материал вместе с новой командой музыкантов - Стивом Кэтоном (Steve Caton), с которым она познакомилась еще в начале 80-х, Эриком Росси (Eric Rosse), Уиллом Макгрегором (Will MacGregor), Карло Нуччо (Carlo Nuccio) и Дэном Небензалом (Dan Nebenzal).
Выданная на-гора подборка исповедальных баллад, непринужденных и эмоционально убедительных, рассказывающих о религиозных поисках Тори, о ее становлении как личности и как женщины, об опыте сексуального насилия, с которым она столкнулась в первый год жизни в Лос-Анджелесе, не вызвала никаких нареканий со стороны главы Atlantic Дуга Морриса (Doug Morris). В текстах и мелодике ее песен ощущалось влияние Джони Митчелл, а в аранжировках слышались отголоски Кейт Буш (Kate Bush). Прозорливый Моррис решил бросить основные силы на ее раскрутку в Великобритании, а не в Америке. И не прогадал.
В 1991 году компания командирует Тори Эймос в Лондон, где она готовит первый британский мини-диск "Me and a Gun" с четырьмя треками (он выходит в октябре), поддержав его серией концертов и многочисленными интервью в музыкальной прессе и радиоэфире. Английской публике ее представляли то как наследницу Джони Митчелл, то как женскую альтернативу Элтону Джону (Elton John). В любом из обличий она очень импонирует и журналистам, и рядовым меломанам. Ее второй британский сингл, включавший песни "Me and a Gun" и "Silent All These Years", стал синглом недели на BBC Radio 1 и добрался до Тор 50 английского хит-парада. Доказав, что брэнд "Тори Эймос" обладает большим маркетинговым потенциалом, артистка с победой возвращается в Америку.
Действуя по уже опробованной схеме, лейбл издает ее первый по-настоящему сольный альбом "Little Earthquakes" сначала в Европе (в январе 1992), а через несколько месяцев и в Штатах. Никакого сравнения с 1988-м годом. Тор 20 в Англии и Тор 50 в Америке, щедрые комплименты критиков, которые уже далеко не так активно сравнивают ее с Кейт Буш и Джони Митчелл. Вдохновенная пианистка, Эймос проявила себя и как разноплановая вокалистка, используя широкий технический и эмоциональный диапазон. Ее песни отличаются обжигающей искренностью и экспансивностью, покоряя слушательниц, которые на ее концертах, случается, не могут сдержать слез. Бесстрашная откровенность Эймос никого не оставляла равнодушным, в чем певица убедилась сама, объезжая с концертами Северную Америку, Европу, Австралию и заглянув в Израиль.
Тем временем в продаже появился еще один мини-диск "Crucify" с тремя каверами рок-классики: "Smells Like Teen Spirit" Nirvana, "Thank You" Led Zeppelin и "Angie" Rolling Stones. Интимное, даже несколько эротичное исполнение рок-композиций нисколько не разочаровало слушателей. В Штатах диск засветился в первой двадцатке рок-чарта.
Друг и верный коллега Эрик Росси составил Эймос компанию в ее рабочей поездке в Нью-Мексико, где за несколько месяцев 1993 года был написан и почти полностью записан новый альбом "Under the Pink". К сессиям привлекался также фронтмен Nine Inch Nails Трент Резнор, причем часть записи проходила в его новоприобретенном доме, том самом, где в 1969 году последователями Чарльза Мэнсона была убита актриса Шарон Тейт. Если сюжеты для первой пластинки певице подсказывала ее собственная биография, то теперь она находила их повсюду - в творчестве Сальвадора Дали, в романах Элис Уокер и судьбе русской царевны Анастасии Романовой (ей Эймос посвятила печальную 9-минутную композицию "Yes, Anastasia"). Мелодика ее новых вещей опиралась на классическую музыку, а основной акцент в аранжировках переносился на рояль.
Артистка могла быть довольна и творческими и коммерческими результатами своего труда: "Under the Pink" возглавил поп-чарт Великобритании (давненько настолько своеобразный артист не имел в Англии такого явного успеха), добрался до 12-й строки в американском рейтинге, разошелся миллионным тиражом и был номинирован на Grammy в категории "Лучшее альтернативное музыкальное выступление". Начиная с этого альбома каждая новая запись Тори Эймос будет неизменно номинироваться на премию Grammy в числе лучших образцов альтернативной музыки. Тори Эймос удалось сплавить невинность и сексуальность, одухотворенность и ересь, и это соединение несовместимого придало ее музыке такую внутреннюю силу. Пресса причисляет ее, наряду с Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Бьорк (Bjцrk), к новой волне интеллектуальной, качественной женской музыки.
Неожиданно сумасшедшую популярность в английских клубах приобретает ремикс на трек "Professional Widow", записанный Армандом Ван Хелденом (Armand Van Helden). Песня в конце концов становится хитом #1 в британском чарте синглов.
Летом 1994 года певица выступила сооснователем общественной организации RAINN (The Rape Abuse and Incest National Network), призванной помогать жертвам сексуального насилия или инцеста.
Примерно в это же время Тори пережила разрыв с Эриком Росси, давним другом и профессиональным партнером. Чтобы сменить обстановку, она уехала на Гавайи, где заинтересовалась культом богини вулканов Пеле (Pele). Именно там и родилась идея будущего альбома, запись которого проходила в Ирландии - в старинном доме георгианской архитектуры и ирландской церкви.
Обложку пластинки "Boys for Pele" (1996) украшало изображение Тори, сидящей в провокационной позе и держащей в руках винтовку. Во вкладыше содержалась еще более скандальная фотография с прикорнувшим к обнаженной груди певицы молочным поросенком. Содержание песен и музыкальная фактура альбома соответствовали оформлению. Гавайская богиня вулканов Пеле, вдохновившая Эймос, стала неким альтер-эго певицы, грозной альтернативой вездесущему образу отца. Чтобы добиться максимального драматизма, Эймос, выступившая продюсером записи, специально усиливала контраст между исповедальной лирикой, полной страдания и гнева, и сдержанной вокальной манерой. Она не отказывалась от экспериментов: отставив в сторону рояль, привнесла в аранжировки элементы барокко (для чего альбом и записывался в церкви), создавая более мрачную палитру с помощью струнных и духовых инструментов, клавикорда, фисгармонии и таких нетипичных для поп-музыки ингредиентов, как духовный хор, волынка и церковные колокола.
Самый амбициозный и сложный из всех ее альбомов, неоднозначно оцененный критиками, "Boys for Pele" остается одним из самых успешных в ее карьере. С первой же недели диск поднялся на вторую позицию в хит-парадах США и Англии и через пару месяцев стал платиновым.
Встречаясь с журналистами во время тура в поддержку "Boys for Pele", певица впервые откровенно рассказала о своих опытах с галлюциногенными наркотиками. Она называла такие сеансы "чаепитием с дьяволом" и написала об этом песню "Father Lucifer". Во время этих же гастролей она близко сошлась с английским звукоинженером Марком Холи (Mark Hawley), работавшим в ее команде, и, ожидая ребенка, планировала на год-полтора сделать перерыв в рабочем графике. Но беременность протекала неудачно, незадолго до Рождества 1996 года у нее случился выкидыш. Чтобы восстановиться физически и морально, Эймос отправилась во Флориду, где неожиданно для самой себя начала писать новые песни.
Летом 1997 г. Тори Эймос поселилась вместе с Марком Холи в Корнуолле. Часть своего нового дома они переоборудовали под студию звукозаписи, где и протекала запись четвертого лонг-плея "From the Choirgirl Hotel". Он был опубликован в мае 1998 года и удивил поклонников артистки масштабными аранжировками и появлением элементов танцевальной музыки и джаза. Клавишница широкого профиля, Эймос привлекла к сессиям внушительный отряд музыкантов, записывающих партии акустической и электрической гитары, мандолины, струнных, маримбы, барабанов, перкуссии и бас-гитары. Образ одинокой девушки за роялем временно отошел на второй план, хотя на альбоме, как и раньше, есть очень трогательные и нежные песни, например "Jackie's Strength", в которой Тори сравнивает день своей свадьбы (она обвенчалась с Марком в феврале 98 г.) со свадьбой Джеки Кеннеди.
Британский журнал "Q" назвал "From the Choirgirl Hotel" лучшим альбомом 1998 года. А стараниями активных меломанов диск покорил десятку музыкальных бестселлеров как в Великобритании, так и в Америке. На встречу с фанами певица впервые отправилась в сопровождении полного ансамбля. На протяжении этого тура, озаглавленного "Plugged '98", на сцене ей аккомпанировали коллеги по последним студийным сессиям: барабанщик Мэтт Чемберлен (Matt Chamberlain), басист Джон Эванс (Jon Evans) и гитарист Стив Кэтон.
Собрав неплохой урожай аплодисментов и хвалебных отзывов в прессе, Тори вернулась домой и сразу окунулась в студийную работу. Поначалу она планировала выпустить сборник би-сайдов и неизданных песен, но предпочла записать новый диск и объединить его с концертными материалами, снятыми во время последних гастролей. Так появился двойной альбом "To Venus аnd Back" (1999), включающий живой диск "Live: Still Orbiting" и 11 новых треков, собранных под заголовком "Venus Orbiting". Гуттаперчевый вокал Тори Эймос в окружении электронной фактуры и приглушенного рояля позволял совсем иначе взглянуть на такие нетипичные для поп-музыки темы, как нераскрытые убийства нескольких женщин на границе США и Мексики, галлюциногенные растения и биография Наполеона Бонапарта.
Пятинедельный промо-тур певица провела в тандеме с Аланис Мориссетт (Alanis Morissette). Запланированная сольная часть турне прошла со сбоями - Тори выпала из графика из-за еще одного выкидыша. Как вспоминала она в автобиографической книге "Piece by Piece" (2005), лейбл дал ей всего два дня на поправку и заставил продолжить выступления. Это стало одной из веских причин ее разрыва с компанией в 2002 году.
Зато конец 1999-го и почти весь 2000-й год Тори Эймос, впервые за долги годы, посвятила себе, своей семье, восстановлению сил. В сентябре 2000 года у нее и Марка Холи родился долгожданный ребенок - девочка, которую назвали Наташей.
Чувствуя охлаждение к ней руководства Atlantic и недостаток промоушена, певица решила не отдавать больше лейблу новых песен, а записать подборку кавер-версий. "Strange Little Girls" - так назывался ее новый релиз, для которого Тори, действуя как всегда нестандартно, выбрала песни, написанные исключительно мужчинами о женщинах, перевернула их с ног на голову и представила каждый сюжет с характерно женской точки зрения. В новой интерпретации треки очень разных артистов (Нила Янга (Neil Young), Дэвида Боуи (David Bowie), Элвиса Костелло (Elvis Costello), Depeche Mode, The Beatles, Slayer, Public Enemy и так далее - подбор довольно эклектичный) изменились до неузнаваемости. От некоторых вещей кровь стынет в жилах, например, когда Тори выступает от лица утопленницы, убитой собственным мужем, - так она интерпретировала ''97'Bonnie & Clyde" Эминема.
Мнения рецензентов относительно этого диска разделились, в отличие от поклонников Эймос, которые с большой симпатией отнеслись к интерпретациям певицы, особенно в Штатах, где "Strange Little Girls" отметился в первой пятерке хитов. С песней Тома Уэйтса (Tom Waits) "Time" Тори Эймос выступила в ночном шоу Дэвида Леттермана через неделю после терактов 11 сентября 2001 года - в то время, когда большинство артистов выехало из Нью-Йорка или отказывалось выходить в эфир.
Концертное турне "StrangeLittleTour", первые по-настоящему сольные гастроли с 1994 года, оказалось и самым коротким: тур продлился всего три месяца с перерывами. В поездках артистку сопровождала ее годовалая дочь.
Новым рекординговым покровителем певицы становится компания Epic/Sony, для которой в 2002 году она записывает лонг-плей "Scarlet's Walk". По словам Тори, тематика ее нового альбома сугубо американская: тут и история Америки, и судьбы коренных американцев, и Оливер Джексон, и женоненавистничество, и порнография, и мазохизм. Непосредственным толчком к созданию этого "звукового романа" послужили трагические события 11 сентября 2001 года. Но политический аспект альбома специально не заострялся, сглаженный гармоничным продюсированием и мягким характером композиций. Альбом "Scarlet's Walk" стал особой вехой в биографии Эймос по ряду причин - и по тематическому размаху, и по новизне оркестровок, в которых на первый план вышли ударные и бас-гитара, а пианино звучало как вспомогательный оттеночный инструмент.
Популярность Тори Эймос росла на глазах, на продажи жаловаться не приходилось, промо-тур продлился почти год и дал богатый концертный материал, часть которого попала на DVD "Welcome to Sunny Florida" (2003). Любопытно, что ее турне 2002-03 годов стало одним из самых прибыльных американских туров этого периода.
Официально расставшись с компанией Atlantic, артистка не выполнила последнего пункта своего контракта - не выпустила коллекции лучших песен. Подготовку этого релиза она решила взять под свой контроль и в ноябре 2003 года представила "песенную автобиографию" под названием "Tales of a Librarian". Обойдя вниманием некоторые из самых известных своих хитов, она выбрала вещи, которые, по ее мнению, лучше всего объясняли важные моменты ее жизни, добавив две новых композиции.
Проведя около года в одной упряжке с бэк-музыкантами Мэттом Чемберленом и Джоном Эвансом, Тори влюбилась в плотное, ёмкое, интенсивное звучание рок-группы, которое и решила использовать в дальнейшей работе. В основу стихотворной канвы ее восьмого альбома "The Beekeeper" легло несколько тем, которыми певица увлекалась в последние годы. Во-первых, это древнее искусство пчеловодства, которое в ее воображении предстает источником вдохновения и жизненной силы женщин. Во-вторых, гностические Евангелия, полные мистических сюжетов. И в-третьих, ослабление исторической роли женщины, поддержанное христианской церковью. В последнюю минуту она включила в альбом песню "Toast", посвященную памяти брата Майкла, который погиб в автокатастрофе в ноябре 2004 года.
Хотя некоторым критикам концепция альбома показалась несколько туманной, удачное обновление саунда за счет привлечения лондонского госпел-хора и органа, элементов фанка и ритм-н-блюза понравилось большинству фанов. В Штатах "The Beekeeper" вошел в пятерку бестселлеров, а кроме того, оказался самым успешным релизом Эймос в Германии (#8 в поп-чарте).
Афиши с надписью "Original Sinsuality Tour", рекламировавшие гастроли Тори Эймос, были расклеены в городах Европы, Америки и Австралии, куда певица не заглядывала уже 11 лет. Выступая под аккомпанемент пианино и органа, Тори отметилась на фестивале в Гластонбери и на сцене Meltdown Festival, организованного Патти Смит (Patti Smith). Во время тура артистка часто исполняла каверы тех песен, которые выбрали ее фаны, голосуя на официальном сайте. В разных городах в ее программе звучали "Can't Get You Out of My Head" Кайли Миноуг (Kylie Minogue), "People Are Strange" The Doors, "Hyperballad" Bjцrk и другие вещи. Ее поклонники, особенно в Штатах, с таким нетерпением ждали встречи с Тори, что за первые 10 минут раскупили все билеты на 14 концертов американского тура.
В преддверии гастролей в продаже появилась и автобиографическая книга Тори Эймос "Piece by Piece" (2005), написанная ею в соавторстве с музыкальной журналисткой Энн Пауэрс (Ann Powers). А по окончании турне Эймос издала подборку "официальных бутлегов" - бокс-сет из 12 дисков с концертными материалами под названием "The Original Bootlegs". К 15-летию певицы в шоу-бизнесе были приурочены еще два релиза 2006 года: двойной DVD "Fade to Red: The Video Collection" и "A Piano: The Collection", сборник синглов, ремиксов, демо-версий, неизданных материалов.
1 мая 2007 года в дискографии Тори Эймос появляется новая студийная работа "American Doll Posse", центральным образом которой становится женщина-воин, а саунд кардинально отличается от звучания предыдущих работ. Мировое турне в поддержку альбома стартует в Риме в конце мая 2007.
Дискография
1988 Y Kant Tori Read
1992 Little Earthquakes
1994 Under the Pink
1996 Boys for Pele
1998 From the Choirgirl Hotel
1999 To Venus and Back
2001 Strange Little Girls
2002 Scarlet's Walk
2003 Tales of a Librarian
2004 Welcome to Sunny Florida/Scarlet's Hidden Treasures
2005 The Beekeeper
2007 American Doll Posse
2009 Abnormally Attracted To Sin
2009 Midwinter Graces
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Хрупкая рыжеволосая сирена Тори Эймос (Tori Amos), не имея в активе ни одного сверхпопулярного хита, не спровоцировав ни одного повода для появления на страницах желтой прессы, смогла обзавестись миллионами отчаянно преданных поклонников, став одной из ключевых фигур женского рок-движения 90-х. Делая акцент на остроумные, вдумчивые, образные тексты и опираясь на традиции авторского рока 70-х, Тори Эймос остается одной из очень немногих артисток, влюбленных в рояль и почти никогда с ним не расстающихся. С его помощью она высказывает свой взгляд на политику, религию, историю, сексуальность, власть мужчин и женские проблемы. Его звучание она дополняет органом, клавесином, клавикордами, фисгармонией, клавишами Fender Rhodes, выступая певицей, пианисткой, композитором, аранжировщиком и продюсером в одном лице. Мастерски сочетая смелую, актуальную лирику и оркестровые медитации, она вдохнула новую жизнь в рояль как инструмент рок-н-ролла, стала голосом женщин на стыке столетий - решительных, любящих, страдающих, самостоятельных, настоящих...
22 августа 1963 года в семье священника методистской церкви в городе Ньютон, штат Северная Каролина, родилась дочь Майра Эллен Эймос (Myra Ellen Amos). О том, что девочку ждет большое будущее, ее родные заподозрили очень рано. В два с половиной года, после переезда семьи в Балтимор, Майра попробовала брать первые аккорды на пианино, в четыре начала петь в церковном хоре, а через год - сочинять инструментальные этюды. Если на это еще можно было смотреть как на детские забавы, то когда в 1968 году пятилетняя девочка выиграла стипендию и стала самой юной ученицей школы при консерватории в Роквилле, к этому маленькому вундеркинду стали относиться совсем иначе.
Впрочем, обучение в школе протекало не так гладко, как хотелось бы. В девять лет Майра Эллен начала писать стихи, потом появились первые песни, а когда десятилетняя девчонка увлеклась рок-н-роллом, начала подбирать на слух песни Джона Леннона и The Doors, формальное академическое образование отошло на второй план. Ей было 11, когда дирекция школы отказала ей в стипендии. Да и саму ее консерваторский диплом больше не привлекал. Через два года Эймос станет студенткой колледжа Ричарда Монтгомери и под влиянием Led Zeppelin начнет писать рок-баллады, а вскоре и выступать в местных кафе и барах. Ее отец, который всегда поощрял и поддерживал Майру, примется рассылать ее демо-записи звукозаписывающим компании, которые будут годами упорно отмалчиваться.
Майра Эллен Эймос впервые почувствовала сладость победы в 14 лет, когда выиграла окружной песенный конкурс с песней "More Than Just a Friend". Это было в 1977 году. К 80-му году она собрала уже целую коллекцию школьных титулов, в том числе самой талантливой, самой перспективной и "лучшей из лучших" учениц. Кроме пения, она увлекалась театром и играла в школьном драматическом кружке Black Maskers. В выпускном классе она написала вместе с братом Майком композицию "Baltimore" для песенного конкурса Baltimore Orioles. Эймос выиграла это состязание и автоматически открыла отсчет своей дискографии. В 1980 году вышел ее дебютный сингл "Baltimore", включающий еще одну мелодию "Walking With You". Именно тогда из Майры Эллен она превращается в Тори - по совету приятеля, который как-то подметил, что она выглядит скорее как Тори, чем как Эллен.
Однако первые шаги в шоу-бизнесе оказались совсем не такими легкими, как ей мечталось. 21-летняя Тори переехала в Лос-Анджелес, где несколько лет оттачивала сценическое мастерство в ресторанах, барах и гей-клубах, исполняя под рояль как свои собственные песни, так и каверы Джони Митчелл (Joni Mitchell), Билли Холидэй (Billie Holiday), Билла Уизерса. Заодно снялась в паре-тройке рекламных роликов, в том числе в рекламе сухих завтраков, обойдя на кастинге тогда еще никому не известную Сару Джессику Паркер.
В 1985 году она решила взяться за дело с другой стороны и собрала собственную команду Y Kant Tori Read, в названии которой был зашифрован вопрос: "Почему Тори не умеет читать?" Имеется в виду чтение по нотам, из-за нелюбви к которому Эймос в свое время исключили из школы при консерватории. Название оказалось несчастливым. Озаглавленный так же дебютный альбом Тори Эймос, спродюсированный ею самой и выпущенный в 1988 году по контракту с Atlantic Records, не только не принес певице успеха, но и вызвал череду разгромных статей в прессе. Причем мнение рецензентов абсолютно совпадало с мнением публики.
После этого катастрофического провала Тори Эймос долго не могла прийти в себя. "Я выкарабкивалась после своего фиаско, как могла, - вспоминала она позднее. - В какой-то момент я вообще перестала понимать, зачем пишу музыку". Однако она не перестала считать музыку своим призванием. К тому же с рекорд-компанией ее связывал контракт на шесть альбомов, так что отступать было некуда. Она пробовала работать с бэк-вокалистами, писала мелодии для кино, исполняла песни с провалившейся пластинки на концертах.
Первые наброски для следующего альбома ее рекординговые боссы забраковали. По их мнению, девушка, поющая под рояль, не имела никаких шансов на рынке начала 90-х, которым правили гранж, данс-поп, рок и рэп. Саранжировав песни заново, Эймос переписывает весь материал вместе с новой командой музыкантов - Стивом Кэтоном (Steve Caton), с которым она познакомилась еще в начале 80-х, Эриком Росси (Eric Rosse), Уиллом Макгрегором (Will MacGregor), Карло Нуччо (Carlo Nuccio) и Дэном Небензалом (Dan Nebenzal).
Выданная на-гора подборка исповедальных баллад, непринужденных и эмоционально убедительных, рассказывающих о религиозных поисках Тори, о ее становлении как личности и как женщины, об опыте сексуального насилия, с которым она столкнулась в первый год жизни в Лос-Анджелесе, не вызвала никаких нареканий со стороны главы Atlantic Дуга Морриса (Doug Morris). В текстах и мелодике ее песен ощущалось влияние Джони Митчелл, а в аранжировках слышались отголоски Кейт Буш (Kate Bush). Прозорливый Моррис решил бросить основные силы на ее раскрутку в Великобритании, а не в Америке. И не прогадал.
В 1991 году компания командирует Тори Эймос в Лондон, где она готовит первый британский мини-диск "Me and a Gun" с четырьмя треками (он выходит в октябре), поддержав его серией концертов и многочисленными интервью в музыкальной прессе и радиоэфире. Английской публике ее представляли то как наследницу Джони Митчелл, то как женскую альтернативу Элтону Джону (Elton John). В любом из обличий она очень импонирует и журналистам, и рядовым меломанам. Ее второй британский сингл, включавший песни "Me and a Gun" и "Silent All These Years", стал синглом недели на BBC Radio 1 и добрался до Тор 50 английского хит-парада. Доказав, что брэнд "Тори Эймос" обладает большим маркетинговым потенциалом, артистка с победой возвращается в Америку.
Действуя по уже опробованной схеме, лейбл издает ее первый по-настоящему сольный альбом "Little Earthquakes" сначала в Европе (в январе 1992), а через несколько месяцев и в Штатах. Никакого сравнения с 1988-м годом. Тор 20 в Англии и Тор 50 в Америке, щедрые комплименты критиков, которые уже далеко не так активно сравнивают ее с Кейт Буш и Джони Митчелл. Вдохновенная пианистка, Эймос проявила себя и как разноплановая вокалистка, используя широкий технический и эмоциональный диапазон. Ее песни отличаются обжигающей искренностью и экспансивностью, покоряя слушательниц, которые на ее концертах, случается, не могут сдержать слез. Бесстрашная откровенность Эймос никого не оставляла равнодушным, в чем певица убедилась сама, объезжая с концертами Северную Америку, Европу, Австралию и заглянув в Израиль.
Тем временем в продаже появился еще один мини-диск "Crucify" с тремя каверами рок-классики: "Smells Like Teen Spirit" Nirvana, "Thank You" Led Zeppelin и "Angie" Rolling Stones. Интимное, даже несколько эротичное исполнение рок-композиций нисколько не разочаровало слушателей. В Штатах диск засветился в первой двадцатке рок-чарта.
Друг и верный коллега Эрик Росси составил Эймос компанию в ее рабочей поездке в Нью-Мексико, где за несколько месяцев 1993 года был написан и почти полностью записан новый альбом "Under the Pink". К сессиям привлекался также фронтмен Nine Inch Nails Трент Резнор, причем часть записи проходила в его новоприобретенном доме, том самом, где в 1969 году последователями Чарльза Мэнсона была убита актриса Шарон Тейт. Если сюжеты для первой пластинки певице подсказывала ее собственная биография, то теперь она находила их повсюду - в творчестве Сальвадора Дали, в романах Элис Уокер и судьбе русской царевны Анастасии Романовой (ей Эймос посвятила печальную 9-минутную композицию "Yes, Anastasia"). Мелодика ее новых вещей опиралась на классическую музыку, а основной акцент в аранжировках переносился на рояль.
Артистка могла быть довольна и творческими и коммерческими результатами своего труда: "Under the Pink" возглавил поп-чарт Великобритании (давненько настолько своеобразный артист не имел в Англии такого явного успеха), добрался до 12-й строки в американском рейтинге, разошелся миллионным тиражом и был номинирован на Grammy в категории "Лучшее альтернативное музыкальное выступление". Начиная с этого альбома каждая новая запись Тори Эймос будет неизменно номинироваться на премию Grammy в числе лучших образцов альтернативной музыки. Тори Эймос удалось сплавить невинность и сексуальность, одухотворенность и ересь, и это соединение несовместимого придало ее музыке такую внутреннюю силу. Пресса причисляет ее, наряду с Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Бьорк (Bjцrk), к новой волне интеллектуальной, качественной женской музыки.
Неожиданно сумасшедшую популярность в английских клубах приобретает ремикс на трек "Professional Widow", записанный Армандом Ван Хелденом (Armand Van Helden). Песня в конце концов становится хитом #1 в британском чарте синглов.
Летом 1994 года певица выступила сооснователем общественной организации RAINN (The Rape Abuse and Incest National Network), призванной помогать жертвам сексуального насилия или инцеста.
Примерно в это же время Тори пережила разрыв с Эриком Росси, давним другом и профессиональным партнером. Чтобы сменить обстановку, она уехала на Гавайи, где заинтересовалась культом богини вулканов Пеле (Pele). Именно там и родилась идея будущего альбома, запись которого проходила в Ирландии - в старинном доме георгианской архитектуры и ирландской церкви.
Обложку пластинки "Boys for Pele" (1996) украшало изображение Тори, сидящей в провокационной позе и держащей в руках винтовку. Во вкладыше содержалась еще более скандальная фотография с прикорнувшим к обнаженной груди певицы молочным поросенком. Содержание песен и музыкальная фактура альбома соответствовали оформлению. Гавайская богиня вулканов Пеле, вдохновившая Эймос, стала неким альтер-эго певицы, грозной альтернативой вездесущему образу отца. Чтобы добиться максимального драматизма, Эймос, выступившая продюсером записи, специально усиливала контраст между исповедальной лирикой, полной страдания и гнева, и сдержанной вокальной манерой. Она не отказывалась от экспериментов: отставив в сторону рояль, привнесла в аранжировки элементы барокко (для чего альбом и записывался в церкви), создавая более мрачную палитру с помощью струнных и духовых инструментов, клавикорда, фисгармонии и таких нетипичных для поп-музыки ингредиентов, как духовный хор, волынка и церковные колокола.
Самый амбициозный и сложный из всех ее альбомов, неоднозначно оцененный критиками, "Boys for Pele" остается одним из самых успешных в ее карьере. С первой же недели диск поднялся на вторую позицию в хит-парадах США и Англии и через пару месяцев стал платиновым.
Встречаясь с журналистами во время тура в поддержку "Boys for Pele", певица впервые откровенно рассказала о своих опытах с галлюциногенными наркотиками. Она называла такие сеансы "чаепитием с дьяволом" и написала об этом песню "Father Lucifer". Во время этих же гастролей она близко сошлась с английским звукоинженером Марком Холи (Mark Hawley), работавшим в ее команде, и, ожидая ребенка, планировала на год-полтора сделать перерыв в рабочем графике. Но беременность протекала неудачно, незадолго до Рождества 1996 года у нее случился выкидыш. Чтобы восстановиться физически и морально, Эймос отправилась во Флориду, где неожиданно для самой себя начала писать новые песни.
Летом 1997 г. Тори Эймос поселилась вместе с Марком Холи в Корнуолле. Часть своего нового дома они переоборудовали под студию звукозаписи, где и протекала запись четвертого лонг-плея "From the Choirgirl Hotel". Он был опубликован в мае 1998 года и удивил поклонников артистки масштабными аранжировками и появлением элементов танцевальной музыки и джаза. Клавишница широкого профиля, Эймос привлекла к сессиям внушительный отряд музыкантов, записывающих партии акустической и электрической гитары, мандолины, струнных, маримбы, барабанов, перкуссии и бас-гитары. Образ одинокой девушки за роялем временно отошел на второй план, хотя на альбоме, как и раньше, есть очень трогательные и нежные песни, например "Jackie's Strength", в которой Тори сравнивает день своей свадьбы (она обвенчалась с Марком в феврале 98 г.) со свадьбой Джеки Кеннеди.
Британский журнал "Q" назвал "From the Choirgirl Hotel" лучшим альбомом 1998 года. А стараниями активных меломанов диск покорил десятку музыкальных бестселлеров как в Великобритании, так и в Америке. На встречу с фанами певица впервые отправилась в сопровождении полного ансамбля. На протяжении этого тура, озаглавленного "Plugged '98", на сцене ей аккомпанировали коллеги по последним студийным сессиям: барабанщик Мэтт Чемберлен (Matt Chamberlain), басист Джон Эванс (Jon Evans) и гитарист Стив Кэтон.
Собрав неплохой урожай аплодисментов и хвалебных отзывов в прессе, Тори вернулась домой и сразу окунулась в студийную работу. Поначалу она планировала выпустить сборник би-сайдов и неизданных песен, но предпочла записать новый диск и объединить его с концертными материалами, снятыми во время последних гастролей. Так появился двойной альбом "To Venus аnd Back" (1999), включающий живой диск "Live: Still Orbiting" и 11 новых треков, собранных под заголовком "Venus Orbiting". Гуттаперчевый вокал Тори Эймос в окружении электронной фактуры и приглушенного рояля позволял совсем иначе взглянуть на такие нетипичные для поп-музыки темы, как нераскрытые убийства нескольких женщин на границе США и Мексики, галлюциногенные растения и биография Наполеона Бонапарта.
Пятинедельный промо-тур певица провела в тандеме с Аланис Мориссетт (Alanis Morissette). Запланированная сольная часть турне прошла со сбоями - Тори выпала из графика из-за еще одного выкидыша. Как вспоминала она в автобиографической книге "Piece by Piece" (2005), лейбл дал ей всего два дня на поправку и заставил продолжить выступления. Это стало одной из веских причин ее разрыва с компанией в 2002 году.
Зато конец 1999-го и почти весь 2000-й год Тори Эймос, впервые за долги годы, посвятила себе, своей семье, восстановлению сил. В сентябре 2000 года у нее и Марка Холи родился долгожданный ребенок - девочка, которую назвали Наташей.
Чувствуя охлаждение к ней руководства Atlantic и недостаток промоушена, певица решила не отдавать больше лейблу новых песен, а записать подборку кавер-версий. "Strange Little Girls" - так назывался ее новый релиз, для которого Тори, действуя как всегда нестандартно, выбрала песни, написанные исключительно мужчинами о женщинах, перевернула их с ног на голову и представила каждый сюжет с характерно женской точки зрения. В новой интерпретации треки очень разных артистов (Нила Янга (Neil Young), Дэвида Боуи (David Bowie), Элвиса Костелло (Elvis Costello), Depeche Mode, The Beatles, Slayer, Public Enemy и так далее - подбор довольно эклектичный) изменились до неузнаваемости. От некоторых вещей кровь стынет в жилах, например, когда Тори выступает от лица утопленницы, убитой собственным мужем, - так она интерпретировала ''97'Bonnie & Clyde" Эминема.
Мнения рецензентов относительно этого диска разделились, в отличие от поклонников Эймос, которые с большой симпатией отнеслись к интерпретациям певицы, особенно в Штатах, где "Strange Little Girls" отметился в первой пятерке хитов. С песней Тома Уэйтса (Tom Waits) "Time" Тори Эймос выступила в ночном шоу Дэвида Леттермана через неделю после терактов 11 сентября 2001 года - в то время, когда большинство артистов выехало из Нью-Йорка или отказывалось выходить в эфир.
Концертное турне "StrangeLittleTour", первые по-настоящему сольные гастроли с 1994 года, оказалось и самым коротким: тур продлился всего три месяца с перерывами. В поездках артистку сопровождала ее годовалая дочь.
Новым рекординговым покровителем певицы становится компания Epic/Sony, для которой в 2002 году она записывает лонг-плей "Scarlet's Walk". По словам Тори, тематика ее нового альбома сугубо американская: тут и история Америки, и судьбы коренных американцев, и Оливер Джексон, и женоненавистничество, и порнография, и мазохизм. Непосредственным толчком к созданию этого "звукового романа" послужили трагические события 11 сентября 2001 года. Но политический аспект альбома специально не заострялся, сглаженный гармоничным продюсированием и мягким характером композиций. Альбом "Scarlet's Walk" стал особой вехой в биографии Эймос по ряду причин - и по тематическому размаху, и по новизне оркестровок, в которых на первый план вышли ударные и бас-гитара, а пианино звучало как вспомогательный оттеночный инструмент.
Популярность Тори Эймос росла на глазах, на продажи жаловаться не приходилось, промо-тур продлился почти год и дал богатый концертный материал, часть которого попала на DVD "Welcome to Sunny Florida" (2003). Любопытно, что ее турне 2002-03 годов стало одним из самых прибыльных американских туров этого периода.
Официально расставшись с компанией Atlantic, артистка не выполнила последнего пункта своего контракта - не выпустила коллекции лучших песен. Подготовку этого релиза она решила взять под свой контроль и в ноябре 2003 года представила "песенную автобиографию" под названием "Tales of a Librarian". Обойдя вниманием некоторые из самых известных своих хитов, она выбрала вещи, которые, по ее мнению, лучше всего объясняли важные моменты ее жизни, добавив две новых композиции.
Проведя около года в одной упряжке с бэк-музыкантами Мэттом Чемберленом и Джоном Эвансом, Тори влюбилась в плотное, ёмкое, интенсивное звучание рок-группы, которое и решила использовать в дальнейшей работе. В основу стихотворной канвы ее восьмого альбома "The Beekeeper" легло несколько тем, которыми певица увлекалась в последние годы. Во-первых, это древнее искусство пчеловодства, которое в ее воображении предстает источником вдохновения и жизненной силы женщин. Во-вторых, гностические Евангелия, полные мистических сюжетов. И в-третьих, ослабление исторической роли женщины, поддержанное христианской церковью. В последнюю минуту она включила в альбом песню "Toast", посвященную памяти брата Майкла, который погиб в автокатастрофе в ноябре 2004 года.
Хотя некоторым критикам концепция альбома показалась несколько туманной, удачное обновление саунда за счет привлечения лондонского госпел-хора и органа, элементов фанка и ритм-н-блюза понравилось большинству фанов. В Штатах "The Beekeeper" вошел в пятерку бестселлеров, а кроме того, оказался самым успешным релизом Эймос в Германии (#8 в поп-чарте).
Афиши с надписью "Original Sinsuality Tour", рекламировавшие гастроли Тори Эймос, были расклеены в городах Европы, Америки и Австралии, куда певица не заглядывала уже 11 лет. Выступая под аккомпанемент пианино и органа, Тори отметилась на фестивале в Гластонбери и на сцене Meltdown Festival, организованного Патти Смит (Patti Smith). Во время тура артистка часто исполняла каверы тех песен, которые выбрали ее фаны, голосуя на официальном сайте. В разных городах в ее программе звучали "Can't Get You Out of My Head" Кайли Миноуг (Kylie Minogue), "People Are Strange" The Doors, "Hyperballad" Bjцrk и другие вещи. Ее поклонники, особенно в Штатах, с таким нетерпением ждали встречи с Тори, что за первые 10 минут раскупили все билеты на 14 концертов американского тура.
В преддверии гастролей в продаже появилась и автобиографическая книга Тори Эймос "Piece by Piece" (2005), написанная ею в соавторстве с музыкальной журналисткой Энн Пауэрс (Ann Powers). А по окончании турне Эймос издала подборку "официальных бутлегов" - бокс-сет из 12 дисков с концертными материалами под названием "The Original Bootlegs". К 15-летию певицы в шоу-бизнесе были приурочены еще два релиза 2006 года: двойной DVD "Fade to Red: The Video Collection" и "A Piano: The Collection", сборник синглов, ремиксов, демо-версий, неизданных материалов.
1 мая 2007 года в дискографии Тори Эймос появляется новая студийная работа "American Doll Posse", центральным образом которой становится женщина-воин, а саунд кардинально отличается от звучания предыдущих работ. Мировое турне в поддержку альбома стартует в Риме в конце мая 2007.
Дискография
1988 Y Kant Tori Read
1992 Little Earthquakes
1994 Under the Pink
1996 Boys for Pele
1998 From the Choirgirl Hotel
1999 To Venus and Back
2001 Strange Little Girls
2002 Scarlet's Walk
2003 Tales of a Librarian
2004 Welcome to Sunny Florida/Scarlet's Hidden Treasures
2005 The Beekeeper
2007 American Doll Posse
2009 Abnormally Attracted To Sin
2009 Midwinter Graces
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше