Информация об исполнителе
Жизнь и карьера
Фуртвенглер родился в Берлине в известной семье. Его отец Адольф был археологом, мать художницей, а брат Филипп математиком. Большую часть детства Фуртвенглер провел в Мюнхене, где его отец преподавал в Университете. В раннем возрасте начал обучаться музыке, тогда же проявилась его приверженность Бетховену, с творчеством которого он был тесно связан на протяжении всей жизни.
В 20 лет Фуртвенглер дебютировал как дирижер: в программе концерта, в котором он дирижировал Кайм-оркестром (ныне Мюнхенский филармонический оркестр), была Девятая симфония Антона Брукнера. К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный прием, и это обстоятельство, а также сознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижировании. Работал в Мюнхене, Любеке, Мангейме, Франкфурте на Майне и в Вене; в 1920 году получил пост дирижера в Берлинской Штатскапелле, в 1922 в Оркестре Гевандхауз в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинском филармоническом оркестре. В дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрёйтского фестиваля, считавшегося самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижер в Германии.
В конце второй мировой войны вследствие жесткого давления со стороны Нацистской партии Фуртвенглер уехал в Швейцарию. После войны снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер в 1954 году в Баден-Бадене.
Наибольшую известность Фуртвенглеру принесли интрпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку; в числе современных сочинений в его репертуаре Концерт для оркестра Белы Бартока.
Взаимоотношения с Нацистской партией
Связь Фуртвенглера с Адольфом Гитлером и Нацистской партией и его отношение к ним являлось предметом большой дискуссии. Когда Нацисты пришли к власти в 1933 году, Фуртвенглер был настроен по отношению к неи крайне критически. В 1934 ему было запрещено дирижировать премьерой оперы Пауля Хиндемита Матис-Художник, и Фуртвенглер в знак протеста ушел в отставку со своего поста в Берлинской опере. В 1936 году, когда разочарование Фуртвенглера в существующем режиме продолжало нарастать, ему был предложен пост главного дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра, где он заменил бы Артуро Тосканини. Существовала большая вероятность того, что Фуртвенглер примет это приглашение, но сообщение из Берлинского отделения Ассошиэйтед Пресс, вероятно, заказанное Германом Герингом, утверждало, что он хотел бы вернуться вновь на свой пост в Берлинской опере. Это вызвало перемену в отношении к нему в Нью-Йорке; приглашающая сторона предполагала, что теперь Фуртвенглер полностью поддерживает Нацистскую партию. Хотя сейчас считается, что это не так (например, Фуртвенглер всегда отказывался салютовать нацистам), такая точка зрения преобладала до его смерти.
Нацисты хорошо относились к Фуртвенглеру; он был важной фигурой в области культуры. Его концерты часто транслировались немецким войскам для поднятия духа, хотя он был ограничен в репертуаре, исполняя лишь то, что дозволялось властями. Его отношение к евреям по-прежнему вызвает полемику. С одной стороны, он часто восхищался еврейскими артистами, такими как Артур Шнабель, но с другой стороны он поддерживал бойкоты еврейских товаров и критиковал доминирование евреев в газетном деле. На процессе по денацификации Фуртвенглер был обвинен в том, что поддержал нацизм, оставшись в Германии, выполнял обязанности нацистского функционера, в антисемитских выпадах против Виктора де Сабата. Однако, все эти обвинения были полностью сняты .
В своем заключительном слове на процессе по денацификации Фуртвенглер заявил:
(Цитата по книге Джона Ардуина's The Furtw”ngler Record)
Пьеса Британского драматурга Рональда Харвуда Мнения сторон (Taking Sides) (1995), поставленная в 1946 году в американской зоне оккупации в Берлине, посвящена обвинениям американских оккупационных войск против Фуртвенглера в отношении служения последнего Нацистскому режиму. В 2001 году эта пьеса была экранизирована Иштваном Сабо с участием Харви Кейтеля, роль Фуртвенглера сыграл Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsg•rd).
Стиль дирижирования
Фуртвенглер обладал уникальной дирижёрской техникой. На видеозаписях Фуртвенглера заметно, что он совершает странные, подчас неуклюжие, движения как будто находящийся в трансе медиум. Его жесты могут казаться не слишком связанными с музыкальным ритмом, а его физические движения одним из музыкантов оркестра характеризовались "как будто куклу дергают за верёвочки" . Вопреки этому необычному стилю, а может быть - благодаря ему, музыканты под его управлением оказывались под гипнозом. Его лучшие исполнения характеризуются глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и взрывами эмоциональных кульминаций, основанными на убедительной и логичной трактовке произведения. Многие комментаторы и критики причисляют его к величайшим дирижёрам в истории.
Фуртвенглер был знаменит неясностью и расплывчатостью своих высказываний. Его ученик Серджиу Челибидаке (Sergiu Celibidache) вспоминает, что в лучшем случае он мог сказать "Ну, нужно просто слушать" (музыку). Карл Бриницер (Carl Brinitzer) из немецкого отделения Би-Би-Си пытался взять у него интервью, и пришел к выводу, что перед ним находится слабоумный "and thought he had an imbecile before him". Запись, сделанная на репетиции со Стокгольмским оркестром документально фиксирует, как Фуртвенглер едва членораздельно бормочет и напевает под нос. Тем не менее, Фуртвенглер остаётся одной из самых уважаемых музыкантами фигур. Даже Артуро Тосканини (Arturo Toscanini), который обычно считется полной противоположностью Фуртвенглеру (и который остро критиковал политическую позицию Фуртвенглера), однажды заявил в ответ на вопрос, кто, по его мнению, является величайшим дирижёром мира кроме него самого: "Фуртвенглер!"
Влияние
Одним из Фуртвенглеровских протеже был пианист Карлроберт Крайтен (Karlrobert Kreiten). Он также оказал существенное влияние на пианиста и дирижёра Даниэля Баренбойма (Daniel Barenboim), о котором Элизабет Фуртвенглер, вдова композитора, сказала: "Он фуртвенглеровец" ("Er furtw”nglere"). Недавно Баренбойм записал 2-ю симфонию Фуртвенглера с Чикагским симфоническим оркестром.
Исполнение Фуртвенглером произведений Бетховена, Брукнера и Вагнера и по сей день остаются эталонными.
Заслуживающие упоминания сочинения
Для оркестра
* Симфония No. 1 in B Minor
* Симфония No. 2 in E Minor
* Симфония No. 3 in C Minor
* Увертюра in E Major
* Симфонический концерт для фортепиано и оркестра
Камерная музыка
* Фортепианный квинтет C Major
* Скрипичная соната 1 in D Minor
* Скрипичная соната 2 in D Major
Для хора
* Te Deum для хора и оркестра
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Фуртвенглер родился в Берлине в известной семье. Его отец Адольф был археологом, мать художницей, а брат Филипп математиком. Большую часть детства Фуртвенглер провел в Мюнхене, где его отец преподавал в Университете. В раннем возрасте начал обучаться музыке, тогда же проявилась его приверженность Бетховену, с творчеством которого он был тесно связан на протяжении всей жизни.
В 20 лет Фуртвенглер дебютировал как дирижер: в программе концерта, в котором он дирижировал Кайм-оркестром (ныне Мюнхенский филармонический оркестр), была Девятая симфония Антона Брукнера. К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный прием, и это обстоятельство, а также сознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижировании. Работал в Мюнхене, Любеке, Мангейме, Франкфурте на Майне и в Вене; в 1920 году получил пост дирижера в Берлинской Штатскапелле, в 1922 в Оркестре Гевандхауз в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинском филармоническом оркестре. В дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байрёйтского фестиваля, считавшегося самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижер в Германии.
В конце второй мировой войны вследствие жесткого давления со стороны Нацистской партии Фуртвенглер уехал в Швейцарию. После войны снова занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер в 1954 году в Баден-Бадене.
Наибольшую известность Фуртвенглеру принесли интрпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку; в числе современных сочинений в его репертуаре Концерт для оркестра Белы Бартока.
Взаимоотношения с Нацистской партией
Связь Фуртвенглера с Адольфом Гитлером и Нацистской партией и его отношение к ним являлось предметом большой дискуссии. Когда Нацисты пришли к власти в 1933 году, Фуртвенглер был настроен по отношению к неи крайне критически. В 1934 ему было запрещено дирижировать премьерой оперы Пауля Хиндемита Матис-Художник, и Фуртвенглер в знак протеста ушел в отставку со своего поста в Берлинской опере. В 1936 году, когда разочарование Фуртвенглера в существующем режиме продолжало нарастать, ему был предложен пост главного дирижёра Нью-Йоркского филармонического оркестра, где он заменил бы Артуро Тосканини. Существовала большая вероятность того, что Фуртвенглер примет это приглашение, но сообщение из Берлинского отделения Ассошиэйтед Пресс, вероятно, заказанное Германом Герингом, утверждало, что он хотел бы вернуться вновь на свой пост в Берлинской опере. Это вызвало перемену в отношении к нему в Нью-Йорке; приглашающая сторона предполагала, что теперь Фуртвенглер полностью поддерживает Нацистскую партию. Хотя сейчас считается, что это не так (например, Фуртвенглер всегда отказывался салютовать нацистам), такая точка зрения преобладала до его смерти.
Нацисты хорошо относились к Фуртвенглеру; он был важной фигурой в области культуры. Его концерты часто транслировались немецким войскам для поднятия духа, хотя он был ограничен в репертуаре, исполняя лишь то, что дозволялось властями. Его отношение к евреям по-прежнему вызвает полемику. С одной стороны, он часто восхищался еврейскими артистами, такими как Артур Шнабель, но с другой стороны он поддерживал бойкоты еврейских товаров и критиковал доминирование евреев в газетном деле. На процессе по денацификации Фуртвенглер был обвинен в том, что поддержал нацизм, оставшись в Германии, выполнял обязанности нацистского функционера, в антисемитских выпадах против Виктора де Сабата. Однако, все эти обвинения были полностью сняты .
В своем заключительном слове на процессе по денацификации Фуртвенглер заявил:
(Цитата по книге Джона Ардуина's The Furtw”ngler Record)
Пьеса Британского драматурга Рональда Харвуда Мнения сторон (Taking Sides) (1995), поставленная в 1946 году в американской зоне оккупации в Берлине, посвящена обвинениям американских оккупационных войск против Фуртвенглера в отношении служения последнего Нацистскому режиму. В 2001 году эта пьеса была экранизирована Иштваном Сабо с участием Харви Кейтеля, роль Фуртвенглера сыграл Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsg•rd).
Стиль дирижирования
Фуртвенглер обладал уникальной дирижёрской техникой. На видеозаписях Фуртвенглера заметно, что он совершает странные, подчас неуклюжие, движения как будто находящийся в трансе медиум. Его жесты могут казаться не слишком связанными с музыкальным ритмом, а его физические движения одним из музыкантов оркестра характеризовались "как будто куклу дергают за верёвочки" . Вопреки этому необычному стилю, а может быть - благодаря ему, музыканты под его управлением оказывались под гипнозом. Его лучшие исполнения характеризуются глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и взрывами эмоциональных кульминаций, основанными на убедительной и логичной трактовке произведения. Многие комментаторы и критики причисляют его к величайшим дирижёрам в истории.
Фуртвенглер был знаменит неясностью и расплывчатостью своих высказываний. Его ученик Серджиу Челибидаке (Sergiu Celibidache) вспоминает, что в лучшем случае он мог сказать "Ну, нужно просто слушать" (музыку). Карл Бриницер (Carl Brinitzer) из немецкого отделения Би-Би-Си пытался взять у него интервью, и пришел к выводу, что перед ним находится слабоумный "and thought he had an imbecile before him". Запись, сделанная на репетиции со Стокгольмским оркестром документально фиксирует, как Фуртвенглер едва членораздельно бормочет и напевает под нос. Тем не менее, Фуртвенглер остаётся одной из самых уважаемых музыкантами фигур. Даже Артуро Тосканини (Arturo Toscanini), который обычно считется полной противоположностью Фуртвенглеру (и который остро критиковал политическую позицию Фуртвенглера), однажды заявил в ответ на вопрос, кто, по его мнению, является величайшим дирижёром мира кроме него самого: "Фуртвенглер!"
Влияние
Одним из Фуртвенглеровских протеже был пианист Карлроберт Крайтен (Karlrobert Kreiten). Он также оказал существенное влияние на пианиста и дирижёра Даниэля Баренбойма (Daniel Barenboim), о котором Элизабет Фуртвенглер, вдова композитора, сказала: "Он фуртвенглеровец" ("Er furtw”nglere"). Недавно Баренбойм записал 2-ю симфонию Фуртвенглера с Чикагским симфоническим оркестром.
Исполнение Фуртвенглером произведений Бетховена, Брукнера и Вагнера и по сей день остаются эталонными.
Заслуживающие упоминания сочинения
Для оркестра
* Симфония No. 1 in B Minor
* Симфония No. 2 in E Minor
* Симфония No. 3 in C Minor
* Увертюра in E Major
* Симфонический концерт для фортепиано и оркестра
Камерная музыка
* Фортепианный квинтет C Major
* Скрипичная соната 1 in D Minor
* Скрипичная соната 2 in D Major
Для хора
* Te Deum для хора и оркестра
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше