Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип. В середине шестидесятых, после удачного и яркого опыта работы в кинематографе, после появления большей части "академических" вокальных циклов, исполненных Зарой Долухановой и другими известными певцами (вокальные циклы "Акварели" на стихи средневековых японских поэтов, на стихи С.Кирсанова, Л.Мартынова, Б.Ахмадуллиной, М.Цветаевой), он провозгласил "третье направление", суть которого - высокая поэзия, поиск возможностей донести ее просто, отказ от поставленного голоса, обращение к микрофону, как к способу говорить со слушателем тихим, но слышным и естественным голосом. Это было равнозначно появлению той тихой интонации театра "Современник", известной отказом от театрального преувеличения, стиранием границы между залом и сценой. Но у Микаэла Таривердиева не было свого театра и труппы. Не было певцов, готовых к такому эксперименту. Поэтому он стал их воспитывать и исполнять свои произведения сам (монологи на стихи Григория Поженяна, речитативы на стихи Э.Хемингуэя, вокальные новеллы на стихи Л.Ашкенази, монологи на стихи А.Вознесенского. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора и со многими исполнителями. Микаэл Таривердиев повлиял на стиль Е.Камбуровой, подготовив с ней первые концертные программы, создал вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальное трио "Меридиан" .
Позже композитор отошел от эстетики "третьего направления". Но стремление к внятности, диалогу, выполнению своей миссии - провозглашать вечные истины и быть услышанным - оставались принципами его творчества, независимо от инструмента или жанра. Как и ответственность перед людьми за свою профессию и способ в ней существовать.