Босса Нова (Bossa Nova) появилась в конце 50-ых годов XX века, в Рио-де-Жанейро, в респектабельном районе Ипанема. Этот музыкальный стиль объединяет в себе гармонику латиноамериканского джаза, упругие ритмы танцевальной бразильской самбы, меланхолию и лиризм таких традиционных бразильских стилей как Samba-canção и Pagode.
Первоначально эта музыка исполнялась на вечеринках, в клубах и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в пляжных кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антониу Жобим, Луис Бонфа (Luiz Bonfa), Жуан Жилберту и Баден Пауэлл (Baden Powell), быстро добилась популярности и признания у себя на родине.
Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антониу Карлуш Жобим (Antonio Carlos Jobim), а первой грамзаписью в этом стиле считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade», 1958), сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту (João Gilberto). Международную популярность этот стиль получил в 1963 году благодаря всемирно известному хиту «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl from Ipanema») композитора Антониу Жобима и поэта Винисиуша де Мораеша (Vinicius de Moraes). По легенде, поэт и композитор написали эту песню случайно, сидя за столиком в кафе недалеко от пляжа, и наблюдая за проходящей мимо красавицей. Если вы приедете в Рио, вам непременно покажут то легендарное кафе в районе Ипанема, где сохранился тот столик, за которым была написана песня. Неторопливая, лиричная мелодия «Девушки с Ипанемы» завораживает слушателей и сегодня. В Рио эта песня настолько популярна, что в 2003 году город отпразднивал её 40-летие.
Вслед за «Девушкой с Ипанемы» границы Европы и Северной Америки перешагнули песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинаду» («Desafinado»). В начале 60-х годов песни в стиле босса-нова закрепилась в верхних строчках американского хит-парада, а к началу 70-х годов Босса Нова стала визитной карточкой бразильской музыки во всем мире.
Босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Грациозные, лиричные, эмоциональные мелодии бразильского композитора Антониу Жобима стали в 60-ые годы не менее популярны чем традиционные джаз и поп-музыка. Босса-нова для джазменов явилась неожиданной и свежей волной, и оказала немалую помощь в развитии и обогащении джаза в середине 60-х годов.
Одной из самых симпатичных проводниц культуры «Bossa Nova» в Америке стала бразильская вокалистка Аструд Жилберту (Astrud Gilberto). Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильского стиля.
В 80-ые, 90-ые годы появлялись новые исполнители босса-новы. Они успешно гастролируют по всему миру, но повторить грандиозный успех бразильских поэтов, композиторов и певцов начала 60-ых не удалось никому. Вновь и вновь молодые музыканты исполняют «Девушку с Ипанемы», «Песню чрезмерной любви» («Canção do Amor Demais»), «Тереза да Прайа» («Teresa da Praia») и другие, прошедшие испытание временем мелодии.
О популярности этой музыки в Бразилии говорит тот факт, что день рождения композитора Тома Жобима – 25 января, объявлен всеобщим праздником – Национальным днем Босса Новы ("Dia Nacional da Bossa Nova").
Само название «Bossa Nova» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское "фишка", особенность, стиль. Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новый стиль».
Если, всё же, опустить историю и спросить: «так что же такое босса-нова?», можно ответить, - «это самая светлая в мире музыка». Она вызывает самые лучшие и приятные человеческие чувства, дарит хорошее настроение и побуждает нас мечтать. Слушая Боссу, ты сразу оказываешься на ласковом пляже у лазурного моря, или наблюдаешь из распахнутого настежь окна отеля, как над Рио-де-Жанейро медленно гаснут сочные краски южного вечера, а прямо из океана волной накатывает теплая лилово-синяя ночь.