ДЖАЗ ПО-РУССКИ
Басист Алекс Ростоцкий всегда отличался интересом не только к исполнительству, и даже не только к написанию музыки, но и к ее созданию от замысла до производства пластинки - то есть к продюсированию. Сейчас он - один из самых опытных и глубоко понимающих предмет продюсеров в отечественном джазе. Этот трек - пьеса из альбома 2003 г. "Splashes", первого, выпущенного Алексом на его собственном лейбле JBT. Концепция альбома - сплавление влияний самых разных мировых музыкальных культур, чьи воздействия излагаются современным джазовым языком; среди импровизаторов - выдающийся российский трубач, ведущий "ориенталист" отечественного джаза Юрий Парфёнов.
Пианист, клавишник, композитор и, не побоюсь такого определения, музыкальный мыслитель Роман Столяр живет в Новосибирске. Жаль, что московская сцена видит его реже, чем сцены Европы: Столяр регулярно посещает европейские фестивали и конференции, посвященные новой импровизационной музыке и другим отраслям музыкального авангарда - но в своей музыке он охватывает огромный спектр направлений и стилей, выходя далеко за узкие, временами просто-таки сектантские рамки современного авангарда. Например, этот трек с альбома "Строго и странно" (2003) - блюз. Самый что ни на есть традиционный блюз, просто прочитанный из вполне современной, постмодернистской, хотя - в противовес общей глумливости постмодернизма как метода - доброй и искренней перспективы.
Полтора десятилетия одной из самых поисковых, самых нешаблонно мыслящих творческих единиц российского джаза был петербургский дуэт мудрого, погруженного в себя трубача Вячеслава Гайворонского и яркого, подвижного, ошеломляющего каскадами эффектов контрабасиста Владимира Волкова. В конце 90-х их пути на время разошлись, но сейчас они все чаще встречаются вновь - теперь все больше в трио с выдающимся мультижанровым пианистом Андреем Кондаковым, который принес в этот состав свою тягу к ярким, красивым, романтическим мелодическим структурам.
Саксофонист Олег Киреев перебрался в Москву из родной Уфы лет пять назад, принеся с собой тягу к смешению заразительных ритмов и "грувов" современных версий фьюжн и джаз-рока, крепкой джазовой импровизационной техники и тысячелетней мудрости восточных фольклорных мотивов. Возглавляя сейчас один из самых уютных московских джаз-клубов «Cool Train», Олег много играет и в клубе, и по России, и в Европе с самыми разными проектами - от традиционно-джазовых до современного этно-фьюжн. Именно в этой последней стилистике и выдержан его альбом 2004 г. "Mandala", фрагмент которого Олег представляет в этом сборнике.
Московское трио "Второе приближение" хорошо слушать живьем - потому что на публике тонкое взаимодействие между академическим пианистом и композитором Андреем Разиным, певицей Татьяной Комовой (искушенной в джазе, но сделавшей себе имя исполнением цыганской музыки в дуэте "Ромэн") и сугубо джазовым контрабасистом Игорем Иванушкиным работает насыщеннее, чем в стерильной атмосфере студии. Это и есть фрагмент одной из их лучших концертных записей - альбома "Пространство событий", записанного в Московском Доме музыки в апреле 2004 г. Трудно определимая грань между современными композиторскими техниками, джазовой импровизационной изощренностью и мудростью фольклорного искусства ощущается в игре "Приближения" как никогда остро.
Московский трубач Владимир Галактионов - музыкант совершенно универсальный: он может играть и протяженные ладовые медитации а-ля Майлс Дэйвис со "Вторым Приближением", и смачные традиционные блюзовые соло в биг-бэнде Игоря Бутмана, но главная его любовь - красивый, яркий фьюжн. Авторские пьесы Галактионова насыщены и в чисто музыкальном плане - богатые фактуры, увлекательное развитие музыкальной мысли - и в плане звука: они звучат плотно и легко "цепляют" слушателя, чему на включенном в сборник треке с нового, еще не опубликованного сольного альбома Галактионова немало способствует роскошное соло лучшего тенор-саксофониста России Игоря Бутмана.
Заслуженный артист России Леонид Винцкевич живет в Курске, но умудряется играть по всему миру - от Америки (он был среди первых еще советских джазовых гастролеров в США) и Европы до российской глубинки (он возглавляет уникальный передвижной фестиваль "Джазовая провинция", с 1997 г. насыщающий джазом города Центральной России и Поволжья). Когда-то основным его проектом был дуэт с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу, просуществовавший полтора десятилетия, хотя один участник жил в Курске, а другой - в Таллинне. Теперь у Леонида новый партнер - сын Николай, незаурядный саксофонист, с которым Винцкевич-старший уже играл в Америке, Финляндии, Великобритании и записал два альбома. Этот трек - характерное для дуэта Винцкевичей соединение русской мелодики, богатой, почти "скульптурной" классической гармонии и элегического, почти медитативного настроения, явно вызывающего в памяти "северные" протяжные ноты норвежских джазменов 1970-х.
Лидер New A гитарист Олег Примак - музыкант весьма опытный, но остальные участники группы крайне молоды. Зато они быстро набирают известность как в родной Самаре, так и на широкой постсоветской джазовой сцене благодаря поддержке Дорожного центра культуры Куйбышевской железной дороги и огромной активности своего продюсера Юрия Льноградского (кстати, самарского корреспондента "Джаз.Ру"), путешествуя в последний год по джазовым фестивалям России и Украины. Предпочитая джаз-рок, музыканты New A тем не менее не замыкаются в этой стилистике, с любопытством и азартом изучая все, что встречается им на музыкальном пути, и небезуспешно интегрируя понравившееся в свою игру. Особенно впечатляет прогресс 19-летнего саксофониста Ильфата Садыкова, быстро переросшего рамки "подающих надежды".
Из-за близости к Москве Калуга постоянно теряла своих музыкантов, перебирающихся в недалекую столицу. Но в лице Omnium Band мы имеем дело с обратным явлением: барабанщик и композитор Руслан Моисеев привлек к деятельности своей группы, базирующейся в Калуге, музыкантов из Москвы - и получилось попадание в "десятку". Гитарист Олег Щеголев родился в Петербурге, поиграл в Америке, несколько лет работал в Москве, но именно в Omnium Band его гитара зазвучала своим, оригинальным и небанальным голосом. А Владимир Голоухов, когда-то игравший в "Лаборатории современной музыки" композитора Эдисона Денисова на акустическом вибрафоне, теперь перешел на редкую электронную версию этого и так не самого распространенного инструмента, который придает плотному и мощному джаз-року Omnium Band совершенно нестандартное звучание.
Кирилл МОШКОВ
АвтоЗвук