Знаете, это почти невероятно. Слишком похоже на сказку, на пресловутый миф об американской мечте – мелкий жучок, зарабатывавший свой нечестный кэш на улице становится настоящей звездой, удачливым дельцом, зарабатывает первый миллион, за ним еще один, и еще, становится вхож в богемные круги, в общем, преображается до неузнаваемости. Не в одночасье, иначе был бы полный Голливуд. И тем не менее – кто бы десять лет назад предсказал такую метаморфозу, послушав в 1996-ом первые опусы молодого человека из Бруклина, читающего рэп в перерывах между торговлей наркотиками?
Официальная биография гласит, что Шон Картер (Shawn Carter) родился и вырос в квартале Marcy, Brooklyn, New York, где царили весьма и весьма жесткие нравы. Подросток рос без отца и носил погоняло Jazzy, которое (согласитесь, крутому рэпперу не к лицу такая смешная кличка) и переросло со временем в более оригинальное Jay-Z. Среди первых учителей Jay-Z числится крепко подзабытый сегодня рэппер Jaz-O, он же Big Jaz. Командой, в которой Jigga делал первые шаги, была группа Original Flavor. Но таланту Джея было тесно в рамках группы.
У юного джентльмена удачи были свои козыри – яркий голос, бойкий слог, трезвый ум. Когда первый альбом не сумел пробить дорогу к владельцам ведущих звукозаписывающих лейблов, было принято соломоново решение – основать свой. В организации компании, что прославилась под именем Roc-A-Fella Records, большую роль сыграли друзья Шона Картера, Дэймон Дэш (Damon Dash) и Карим Бурк (Kareem «Biggs» Burke), парни более опытные и поднаторевшие в такого рода делишках. Договорившись о дистрибьюции с лейблом Priopity (впоследствии эта роль перейдет к легендарному рэп-лейблу Def Jam), святая троица выбросила на рынки бомбу, пошатнувшую устои хип-хопа. Альбом «Reasonable Doubt» оказался самым первым успехом в щедрой на достижения карьере Jay-Z, заработав платиновый статус. Релиз признали классикой мирового хип-хопа, а бруклинского эмси единогласно зачислили в разряд небожителей.
Машина под названием Jay-Z заработала с суровой мощью германской сборной по футболу: альбом в год и обязательная платина (лучше - две). Второй диск «In My Lifetime, Vol.1» оказался более доступным по форме и содержанию, хотя особых бонусов это не принесло: все та же платина. А вот к третьему альбому формула успеха была отшлифована: «Vol.2: Hard Knock Life» развеял все сомнения относительно коммерческого потенциала Джиггамэна, продавшись тиражом свыше пяти миллионов экземпляров. Начиная с 1998 года Jay-Z – сертифицированная суперзвезда.
Лейбл Roc-A-Fella становится серьезной величиной в рэп-игре, Джигга вместе с Дэймом Дэшем представляют миру новых артистов, среди которых Memphis Bleek, Beanie Sigel, Freeway и Young Gunz. Дэш на полную использует открывшиеся возможности и открывает массовый выпуск «сопутствующих товаров»: одежды Roc-A-Wear – возможно самой массовой модной линии в хип-хопе.
Еще один заметный факт в карьере Джей Зи – война, нет, скорее войнушка с Насом. Потому что война – это когда расстреливают автомобили оппонентов из автоматического оружия; а если о чем-то там прикольно пи*дят в микрофоны, а потом жмут друг другу лапки, то это нечто из разряда кухонных ссор или нетрезвых разборок дворовой шпаны. Счет оказался 2-1 в пользу Джиггамэна – он записал два рифмованных пасквиля на своего противника, в то время как Nas ограничился одним и формально может считаться проигравшим. Прошли годы, но треки «Ether» и «Takeover» Наса и Джей Зи соответственно по-прежнему пользуются любовью их почитателей и встречаютс на ура. Правда, на открытом выступлении в Центральном Парке Нью-Йорка Nas выбросил из «Ether» куплет посвященный Джигге – мол, мир, я люблю этого парня и все такое.
После издания «Black Album» Джей Зи объявил, что со сценой он расстается и с рэпом завязывает: и под эту тему продал пару миллионов копий «прощальной» пластинки. Однако поступил бессовестно, как настоящий Киркоров – в следующем году выпустил сразу два совместных альбома (надо сказать, сделанные одной левой, не в напряг) – с популярным r`n`b-вокалистом R.Kelly и поп-рок-группой Linkin Park. А также покатался по стране с масштабным гастрольныи туром.
Начиная с весны 2004 вокруг Roc-A-Fella и Джей Зи крутилась масса слухов. Муссировались разговоры о перестановках в рядах Def Jam (совладельце Roc-A-Fella), о создании Шоном Картером собственного лейбла… Все разрешилось через полгода, в декабре 2004: Def Jam выкупил у Дэйма Дэша и Карима Биггса их долю акций Roc-A-Fella и трудоустроил формально отошедшего от дел Шона Картера – он стал управляющим этой рэп-империи, попутно возглавив и родной Roc-A-Fella Records. Сейчас на Def Jam и Roc-A-Fella ждут серьезных перестановок – по-крайней мере сплетни о том, что тот или иной рэппер покидает Def Jam или присоединяется к мистеру Шону Картеру занимают весомую долю с сводках новостей на хип-хоп-сайтах.
Итак, по иронии судьбы мистер Шон Картер возглавил ту самую компанию, которая когда-то отвергла его дебютный альбом, не разглядев в нем коммерческого потенциала. Помимо рэп-империи, новоявленный олигарх имеет собственную линию обуви (совместно с Reebok), владеет элитным клубом 40/40, а также прикупил по случаю баскетбольную команду NBA New Jersey Nets. Одной из главных звезд команды является свежеприобретенный Винс (вы не поверите) Картер.
© lastfm.ru