Эрик Клэптон (Eric Patrick Clapton) родился 30 марта 1945 года в Суррее (Великобритания). Он был незаконнорожденным сыном Патриции Молли Клэптон (Patricia Molly Clapton) и канадского солдата Эдварда Фрайера (Edward Fryer). Почти сразу же после рождения Рикки (так тогда звали будущего гитареро), его мать уехала в Германию, где вскоре вышла замуж, а Рикки остался на попечении бабушки с дедушкой. Свою мать он впервые увидел только в десятилетнем возрасте.
Будущий герой рок-сцены был скромным и прилежным мальчиком, хорошим учеником, начинающим художником, подающим большие надежды. По окончании школы он поступил в художественный колледж. Преподаватели не могли нарадоваться на скромного и интеллигентного ученика, а Эрик радовался жизни и поглощал знания огромными дозами. Но такая идиллия продолжалась недолго. Уже на втором курсе Эрик стал, что называется, "отбиваться от рук", и виной тому было его увлечение блюзом. В юности он до дыр заслушивал пластинки Big Bill Broonzy, Muddy Waters, Robert Johnson, Sony Boy Williamson… а увидев однажды по телевизору выступление Jerry Lee Lewis, принял решение научиться играть на гитаре. Кончилось тем, что в 17 лет он был отчислен из колледжа за то, что играл на гитаре на уроке.
Не особо раскаиваясь в содеянном, Эрик сконцентрировался на музыке. Днем он работал то грузчиком на складе, то чернорабочим на овощном рынке, а вечера посвящал обучению игре на гитаре. В то же самое время он играет в различных подростковых группах, две из которых CASEY JONES и ROOSTERS пользуются определенной популярностью в среде местных подростков. Именно тогда он заработал себе прозвище "Slowhand" за свою манеру медленно и плавно скользить кистью руки по грифу.
Когда Эрику исполнилось 18, он был приглашен в перспективную группу YARDBIRDS. Группа добилась довольно-таки впечатляющих результатов (как творческих, так и коммерческих), но ее дрейф в сторону поп-музыки вынудил Клэптона уйти. Несмотря на то, что группа играла очень интересную и инновационную по тем временам музыку, и коллеги Клэптона были профессионалами очень высокого класса, в 1965 году он все-таки вышел из состава YARDBIRDS, посчитав, что группа слишком далеко отклонилась от изначально избранной блюзовой линии.
Играя в YARDBIRDS, Клэптон впервые оказался на виду у широкой публики и был по праву признан одним из сильнейших гитаристов своего времени. Следующим этапом в его карьере стало присоединение к группе Джона Мэйолла (John Mayall) BLUESBREAKERS. Клэптон довольно-таки быстро добился доминирующего положения в группе, что не особо радовало Джона Мэйолла. В результате, Клэптон проработал там меньше года, и с его участием был записан всего один альбом "Bluesbreakers With Eric Clapton". Пластинка добралась до шестого места в британских чартах, и она этого вполне достойна. Многие считают этот альбом лучшим не только в дискографии BLUESBREAKERS, но и в творчестве группы Джона Мэйолла вообще. Гитара Клэптона, который, очевидно, уже до конца осознал себя как вполне серьезного блюзмена, доминирует в музыке и великолепно передает те чувства и ощущения, которые хочет выразить с ее помощью исполнитель. Она ярко и колоритно звучит на фоне четкой и грамотной ритм-секции, а духовая секция и гармоника Мэйолла замечательно дополняют музыкальную картинку альбома. Это, пожалуй, единственная работа Клэптона, где он предстает в качестве чисто блюзового гитариста.
К 1966 году Клэптон уже имеет непререкаемый авторитет не только в кругах любителей блюза, но и у широкой публики. Уйдя от Мэйолла, он принимает решение основать новую группу, чтобы исполнять чистый блюз в духе Бадди Гая (Buddy Guy) и Мадди Уотерса (Muddy Waters). Для этой цели он приглашает своего бывшего коллегу по BLUESBREAKERS басиста Джека Брюса (Jack Bruce) и барабанщика Джинджера Бэйкера (Ginger Baker), с которым познакомился во время одного из выступлений BLUESBREAKERS. Клэптон тогда еще не знал о сложностях во взаимоотношениях Брюса и Бэйкера, успевших до этого поработать вместе в группе GRAHAM BOND ORGANIZATION. На первых же репетициях стало ясно, что с воспитанными на джазе музыкантами ритм-секции у Клэптона может получиться нечто большее, чем классический блюз, и он, увлекшись новыми идеями, вновь исполняет не совсем то, что ему хочется.
Трио под названием CREAM стало подлинным украшением рок-сцены шестидесятых. Именно там раскрылся талант Клэптона как импровизатора и генератора множества новаторских идей, которые вскоре будут взяты на вооружение многочисленными героями прогрессива и хард-рока. Джазовые и арт-роковые мотивы, наложенные на классическую ритм-знд-блюзовую основу, пришлись публике по вкусу, и CREAM по своему статусу не намного уступала BEATLES и ROLLING STONES.
Но Клэптон был снова недоволен. Его снова влекло к блюзовым корням, и, несмотря на ошеломляющий коммерческий успех, группа просуществовала всего три года, записав четыре замечательных альбома. В судьбе коллектива немаловажную роль сыграли так же постоянные склоки между Брюсом и Бэйкером, но основной бедой CREAM стала ее неестественно раздутая популярность. Музыкантов раздражали стадионные толпы, готовые съесть все, что ни преподнесет им модная и "крутая" группа, но мало интересующиеся идеями и чувствами исполнителей. Музыкантов так же сильно раздражали действия менеджмента, который, пытаясь выжать из группы как можно больше, вел себя, мягко говоря, не шибко порядочно.
Сбросив с себя обузу сверх-популярности, Клэптон облегченно вздохнул, и, мечтая обрести творческую независимость (хорошо заработав в CREAM, он мог себе это позволить), решил вести гораздо более спокойный и размеренный образ жизни. Реализовать свои творческие идеи он рассчитывал совместно со своим старым знакомым клавишником Стивом Уинвудом (Steve Winwood), который незадолго до этого распустил группу TRAFFIC, пользовавшуюся в Великобритании высокой популярностью. По настоянию Уинвуда, к ним присоединился и Джинджер Бэйкер. Коллектив окончательно сформировался, когда к нему был добавлен экс-басист группы FAMILY Рик Греч (Rick Grech).
Бывшие участники CREAM были несказанно довольны тем, что отделались друг от друга и от своей супер-группы, но зато поклонники коллектива, как впрочем, и его менеджмент, были (правда, по совершенно разным причинам) сильно раздосадованы таким поворотом дела. В этой атмосфере ситуация с BLIND FAITH (такое ироничное название придумал группе Эрик Клэптон) стала развиваться совершенно иначе, чем планировали музыканты. Публика требовала очередных кумиров, а хорошо "просекшие фишку" бизнесмены от рока, громко трубили о "Втором Пришествии CREAM". В общем, все возвращалось на круги своя: вместо спокойного творчества и выступлений в уютных залах перед внимательной и благодарной публикой, Клэптон снова вынужден был развлекать стадионные толпы, пришедшие "оторваться" и посмотреть на модную группу. Во время первых (и последних) американских гастролей, BLIND FAITH вызывала еще больший ажиотаж, чем некогда CREAM, и концерты не раз заканчивались погромом и драками зрителей с полицией. После Америки, тур по Континентальной Европе стал для Клэптона и остальных настоящей отдушиной. Группа выступала в клубах и барах, где ее очень тепло и радостно принимала та самая внимательная и благодарная публика, которая была так по душе Клэптону.
К сожалению, за девять месяцев своего существования BLIND FAITH успела выпустить всего лишь один альбом. В целом, его можно охарактеризовать, как логичное продолжение CREAM. Гитара Клэптона все такая же мощная и "затейливая", Бэйкер не стал менее эмоциональным и виртуозным, а присутствие хорошего клавишника только украшает музыку и делает ее еще более живой и разноплановой. Единственное что отличает новое образование от CREAM, так это специфический вокал и неспособность Рика Греча, как басиста, полноценно заменить Брюса.
В продолжение турне по США Клэптон все больше времени проводил в джемах с семейным дуэтом DELANEY & BONNIE (Bonnie & Delaney Bramlett), сопровождавшим BLIND FAITH в качестве разогревающего состава. В конце концов, хорошо сработавшись с новыми товарищами, он понял, что со своей "СЛЕПОЙ ВЕРОЙ" пора завязывать. Работая с расширенным составом DELANEY & BONNIE, Клэптон был по-настоящему счастлив. Он был в своей стихии. Концерты, проходившие без шумной рекламы и без выпячивания его на первый план как фронтмена, работа в составе сплоченной команды, были ему как нельзя более по душе. В результате совместного турне с DELANEY & BONNIE был записан концертный альбом "On Tour With Eric Clapton And Friends", который получил хорошие рецензии.
Следующим этапом в музыкальной карьере Клэптона стала работа над первой сольной пластинкой, которая вышла в августе 1970 года. В работе над альбомом ему помогали музыканты из DELANEY & BONNIE. К сожалению, эта работа мало напоминала то, что Клэптон делал в CREAM. На сей раз, это был довольно-таки вялый и бледненький блюз-рок, а то и поп-рок, без каких-либо эффектных гитарных соло и ярких мелодий. Бэк-вокал супругов Бонни и Делани Брэлметт, которые еще год назад исполняли преимущественно поп-соул и госпел, так же оказал заметное влияние на музыку. В общем, тех, кто ожидал от новой работы "экс-бога" драйва, экспериментальности и блеска, ждало полнейшее разочарование. Расслабленный и усталый Клэптон совершенно не стремится подтвердить свой "звездный" статус. Он стал совсем другим. Может быть, он просто повзрослел, а может, наконец-то стал самим собой. Возможно, этот медлительный интеллигент, с рассеянным и отсутствующим взглядом и есть то, во что превратился тот самый созерцательный тихоня-ботаник, из которого нежданно-негаданно сделали "героя", "кумира", "бога"…
Затем был проект Эрика Клэптона DEREK & THE DOMINOS. Помимо музыкантов, участвовавших в записи его первого сольника, в проекте засветились такие звезды, как близкий друг Клэптона Джордж Харрисон (George Harrison) и гитарист ALLMAN BROTHERS Дьюэн Оллмэн (Duane Allman). Вышедший в декабре 1970 года альбом "Layla And Other Assorted Love Songs" был великолепен. Это очень симпатичный набор мягких и мелодичных песен, лишенных какой-либо агрессии. Даже слайд-гитара Дьюэна Олмэна, который всегда исповедовал очень мощную, иногда даже яростную, манеру игры, звучит очень мягко и нежно. Но, несмотря на всю свою "плюшевось", музыка полна эмоций, какого-то особого обаяния и шарма. В течение нескольких месяцев группа довольно-таки активно и успешно гастролировала, но, к сожалению, ее дискография пополнилась всего лишь одним живым альбомом "In Concert". Несмотря на успех альбома и сингла "Layla", группа очень быстро распалась.
Начало семидесятых - один из сложнейших периодов в жизни Эрика Клэптона. Помимо творческих неудач и околомузыкальных склок и скандалов, его посетила еще одна беда: пристрастие к героину сделало его практически неработоспособным. И в довершение ко всему, Клэптону не давали покоя проблемы в личной жизни. Сложные и длительные отношения с женой его близкого друга Джорджа Харрисона привели к тому, что в 1979 году он женился на Патти Харрисон, с которой развелся в 1988 году.
Все эти передряги, а так же соревнования по перетягиванию одеяла в группе, привели к тому, что Клэптон распустил DEREK & THE DOMINOS в самый разгар работы над вторым альбомом.
В течение нескольких лет Клэптон оставался в тени. Подавленный и обезволенный наркотиками, он ушел в себя и совершенно забросил сцену. Помог ему старый друг Пит Таушенд (Pete Townshend) из группы THE WHO. 13 января 1973 года прошел организованный Таушендом концерт в Rainbow Theatre в Лондоне, в котором, помимо Таушенда и Клэптона, приняли участие многие известные исполнители, в том числе Steve Winwood (TRAFFIC, BLIND FAITH, solo); Ron Wood (JEFF BECK GROUP, FACES, ROLLING STONES); Rick Grech (KGB, FAMILY, BLIND FAITH). Материал, записанный во время выступления, лег в основу пластинки "Eric Clapton's Rainbow Concert". Альбом, откровенно говоря, получился довольно-таки безынтересным, но он, тем не менее, ознаменовал возвращение Клэптона на большую сцену.
Сольная карьера Клэптона очень противоречива. За три с лишним десятилетия достаточно активной деятельности, ему было суждено поработать с огромным числом музыкантов, в частности с Roger Waters, Jimmie Vaughan, Mark Knopfler, Ray Cooper, Buddy Guy, BB King, Robert Cray, Gary Burton, George Harrison, Phil Collins, Gary Brooker, Tina Turner, Ry Cooder, Albert Lee, Mel Collins, Ron Wood, Bob Dylan… Большинство его работ стилистически очень близки к тому, что называется AOR, и совершенно далеки и непонятны для тех, кто предпочитает видеть Клэптона таким, каким он предстал во времена CREAM - энергичным и экспрессивным виртуозом, всегда готовым экспериментировать и поражать слушателя своей оригинальной и яркой техникой. Но, очевидно, сам Клэптон предпочел стать другим. Он всегда шел своим путем, и раз эта дорожка вывела его к такой вот "взрослой" музыке, значит так изменился его внутренний мир.
В 1974 году вышел его второй сольный альбом "461 Ocean Boulevard". Многие поклонники его творчества ожидали, что Клэптон вернется к блюзу и своей прежней экспрессивной и виртуозной игре, но от того тяжелого электрического блюза, который был так по душе любителям музыки CREAM не осталось и следа. Вместо этого мы слышим довольно-таки аморфный, уравновешенный и интеллигентный, в значительной степени акустический, поп-блюз-рок средней паршивости. Здесь Клэптон, как будто стесняясь своего мастерства, уже не "виртуозничает", но при этом, постоянно находится на первом плане. Остальные музыканты ему просто аккомпанируют, полностью соответствуя исполнительской манере "маэстро". Альбом довольно-таки серенький, но к качеству исполнения придраться, конечно же, не получается. В этой работе автор периодически обращается к рэгги, и даже аранжирует песню Боба Марли (Bob Marley) "I Shot the Sheriff".
Несмотря на то, что большинство прежних поклонников от него отвернулось, многим именно такой Клэптон пришелся по душе, в результате чего альбом, а особенно хит Боба Марли, всегда занимал довольно-таки высокие места во всех опросах и рейтингах, связанных с рок-музыкой. В общем, если резюмировать впечатления от прослушивания пластинки, можно сказать, что все они сконцентрированы в названии одной из песен "Let It Grow".
Семидесятые прошли для него под тем же девизом, и альбомы тех лет трудно отличить друг от дружки. Клэптон "вырос и повзрослел" окончательно и бесповоротно. Он самодостаточен. Ему не нужны ни яркие эмоции, ни драйв, ни эксперимент и "виртуозничание", его как будто совершенно не волнуют реакция слушателя и мнение критика. Он просто тихо и самозабвенно медитирует, расслабленно перебирая струны и с головой погружаясь в музыку. Такая созерцательность ему явно по душе, а прежние поклонники… да Бог с ними, и Клэптон этим "богом" быть уже не может и не желает.
В начале следующего десятилетия Клэптон частично вернулся к более яркой манере исполнения. В этот период он активно работает и его творчество продолжает взывать интерес у любителей "взрослого" рока. Но спокойной жизни, к которой он так стремился, не получилось. Его поджидала новая беда. Пристрастие к алкоголю выбило его из колеи и поставило под вопрос дальнейшее продолжение творчества. В 1981 году он был вынужден отправиться на стационарное лечение в клинику, после чего мы видим новый всплеск его активности. Череда альбомов, довольно-таки интересных для любителей неагрессивного и созерцательного полуакустического блюз-рока, подтвердила: Клэптон снова в строю и он до сих пор является одним из наиболее сильных гитаристов в современной рок-музыке.
Из его работ этого периода особенно стоит отметить сотрудничество с Роджером Уотерсом (Roger Waters) (Ex- PINK FLOYD) в результате которого на свет появился один из лучших альбомов восьмидесятых "Roger Waters - Pros And Cons of Hitch-Hiking". Фирменное звучание "плачущей" гитары Клэптона как нельзя лучше вписалось в общий колорит альбома.
В конце восьмидесятых к нему пришла еще одна неприятность - развод с Патти, совместная жизнь с которой никогда не была радостной и безоблачной. Следующее десятилетие так же не принесло ему долгожданного спокойствия и размеренной жизни. В 1990 году во время большого турне по США в авиакатастрофе погибают все участники его группы, многие из которых были его близкими друзьями. В этой же авиакатастрофе погиб замечательный американский блюзмен Steve Ray Vaughan.
Всего через полгода на него обрушился еще один жестокий удар: Конор, его сын от итальянской фотомодели Лори дель Санто, выпал из окна квартиры своей матери, расположенной на сорок девятом этаже манхэттенского небоскреба.
Несмотря на столь удручающие события, Клэптон в этот период записывает неплохие альбомы, постоянно гастролирует и пишет музыку для кино. В его активе числятся саундтреки к таким лентам, как "Rush", "Back to the Future", "The Color of Money", "Lethal Weapon 3", "Homeboy" и "Runaway Bride".
Как музыкант, начало девяностых Клэптон встретил во всеоружии. В 1992 году выходит его акустический концертный альбом "Unplugged". Пластинка получилась весьма интересной и выразительной. Выпущенный в 1994 году альбом Клэптона "From the Cradle" знаменует его возвращение к блюзу. Конечно же, он не стал таким, каким был во времена CREAM, но все-таки его теперешняя манера исполнения уже не такая тусклая и безжизненная как прежде. Клэптон наконец-то отошел то той АОР-образной музыки, которую исповедовал на протяжении двух с лишним десятилетий, а последующие альбомы показали, что возвращение к корням на "From the Cradle" - вовсе не случайность. Особенно всех поразила его совместная работа с одним из столпов блюза БиБи Кингом (BB King). Такое мало кто ожидал услышать.
74-летний БиБи Кинг и 55-летний Клэптон настолько сильно были заряжены энергией и духом блюза, что создается ощущение, будто они оба помолодели раза в два как минимум. Эффектные и яркие гитарные соло, мощный саунд и грубый экспрессивный вокал обоих "королей" ни в коей мере не напоминают ту жалобную "вегетарианскую" музычку, которую мы привыкли слышать от Клэптона в предыдущие годы. Кстати, о королях… Название альбома "Riding With The King" в сочетании с обложкой пластинки достаточно ясно говорит о том, кто из "королей" главнее. Каким бы сильным и авторитетным музыкантом ни был Клэптон, он все же явно отдает дань уважения старому блюзмену, который, в то время как Клэптон только начинал свое восхождение на музыкальный Олимп, уже был легендой, в том числе и для Клэптона.
Последние альбомы Клэптона радуют своей свежестью и теплом, и вселяют надежду, что мы еще услышим его живые и интересные работы, и позволяют помечтать (ну хотя бы чуть-чуть пофантазировать) на тему: "А что было бы, если бы вдруг, три замечательных музыканта, более тридцати лет назад покорившие мир своей музыкой и оказавшиеся в числе тех, кто на долгие годы вперед определил пути развития рок-музыки, снова оказались бы вместе и показали бы нам все, на что они способны"? Может быть, им, совместно с такими же как они грамотными и талантливыми музыкантами, удалось бы вывести рок-музыку из того безобразного состояния оцепенения и подавленности, в котором она сейчас находится.