Информация об исполнителе
БАЦЕВИЧ, Гражина (Bacewicz Grażyna, 1909-1969)
Феномен Гражины Бацевич — выдающейся польской скрипачки и композитора — уникален. Трудно найти среди серьезных композиторов XIX-ХХ века выдающихся исполнителей на струнных инструментах, кроме Энеску и Хиндемита. Еще труднее «искать женщину» и… найти ее в ряду выдающихся имен того времени (но, опять же, есть исключения: это педагог Бацевич по композиции Надя Буланже и Жермен Тайфер). Ученица великого Флеша, Гражина выигрывает первый конкурс имени Венявского вместе с Давидом Ойстрахом и затем более двадцати лет ведет напряженную концертную жизнь. Слава Бацевич-композитора при жизни также была колоссальной. Музыку Бацевич играют лучшие камерные ансамбли и оркестры Польши и других стран, в том числе России. Историю своей удивительной жизни она позже опишет в книге «Особая примета», вышедшей и в русском переводе.
К сожалению, сейчас в нашей стране довольно редко можно услышать ее сочинения — впрочем, как и музыку других композиторов ее поколения (пожалуй, кроме Лютославского). Между тем, музыка Бацевич представляет собой не только исторический интерес. Лучшие ее сочинения написаны в совершенно оригинальной манере, сочетающей неоклассицистский lingua franca тридцатых-сороковых годов с необычайно эффектными гармоническими и фактурными новациями, часто идущими от народной музыки. Здесь Бацевич, несомненно, стоит в одном ряду не только со своим коллегой по цеху струнных — Джордже Энеску и своим прославленным соотечественником — Лютославским, но и Бартоком, чье влияние на творчество Бацевич очевидно. Искусственные лады, созданные на основе народных (образующие характерные тритоновые и полутоновые интонации) и созданные на их основе сложные, часто остродиссонирующие тоники; мелодии с широкими, скачкообразными ходами, контраст к которым создают токкатные эпизоды, удивляющие разнообразием форм движения — вот несколько штрихов к музыкальному портрету Бацевич.
Феномен Гражины Бацевич — выдающейся польской скрипачки и композитора — уникален. Трудно найти среди серьезных композиторов XIX-ХХ века выдающихся исполнителей на струнных инструментах, кроме Энеску и Хиндемита. Еще труднее «искать женщину» и… найти ее в ряду выдающихся имен того времени (но, опять же, есть исключения: это педагог Бацевич по композиции Надя Буланже и Жермен Тайфер). Ученица великого Флеша, Гражина выигрывает первый конкурс имени Венявского вместе с Давидом Ойстрахом и затем более двадцати лет ведет напряженную концертную жизнь. Слава Бацевич-композитора при жизни также была колоссальной. Музыку Бацевич играют лучшие камерные ансамбли и оркестры Польши и других стран, в том числе России. Историю своей удивительной жизни она позже опишет в книге «Особая примета», вышедшей и в русском переводе.
К сожалению, сейчас в нашей стране довольно редко можно услышать ее сочинения — впрочем, как и музыку других композиторов ее поколения (пожалуй, кроме Лютославского). Между тем, музыка Бацевич представляет собой не только исторический интерес. Лучшие ее сочинения написаны в совершенно оригинальной манере, сочетающей неоклассицистский lingua franca тридцатых-сороковых годов с необычайно эффектными гармоническими и фактурными новациями, часто идущими от народной музыки. Здесь Бацевич, несомненно, стоит в одном ряду не только со своим коллегой по цеху струнных — Джордже Энеску и своим прославленным соотечественником — Лютославским, но и Бартоком, чье влияние на творчество Бацевич очевидно. Искусственные лады, созданные на основе народных (образующие характерные тритоновые и полутоновые интонации) и созданные на их основе сложные, часто остродиссонирующие тоники; мелодии с широкими, скачкообразными ходами, контраст к которым создают токкатные эпизоды, удивляющие разнообразием форм движения — вот несколько штрихов к музыкальному портрету Бацевич.
показывать / спрятать больше