Информация об исполнителе
ДЮТИЙЕ, Анри (Dutilleux Henri, 1916) один из самых известных французских композиторов ХХ века.
Творческий и жизненный путь Анри Дютийе не был блистательным восхождением к вершинам, он состоял из внешне незаметной, но внутренне интенсивной работы и редких моментов наступающей вслед за ней удовлетворенности. Его жизнь мало примечательна внешними событиями, ее скорее отличает большая внутренняя сосредоточенность.
Будущий композитор родился в январе 1916 года в Анже, где семья Дютийе спасалась от немецкой оккупации. Вскоре после войны родители Дютийе вернулись на север в свой родной город Дуэ, где и прошли детские годы композитора. Отец композитора Поль Дютийе был скрипачом, мать пианисткой. В доме царила атмосфера музыки Форе и Равеля.
С восьмилетнего возраста Дютийе совмещает учебу в лицее с занятиями в местной консерватории. В 1932 году Дютийе приезжает в Париж, а в следующем году поступает в Парижскую консерваторию, где посещает класс композиции у А. Бюссе, изучает гармонию под руководством Ж. Галлона, контрапункт и фугу под руководством Н. Галлона, историю музыки у известного композитора и музыковеда М. Эмманюэля.
В 1935 году Дютийе получил первую премию по гармонии, в 1936 году по контрапункту композиции. Одно из крупных сочинений тех лет кантата «Царское кольцо» по поэме Эльзы Воллен удостаивается Римской премии. Первые произведения Дютийе несут на себе следы сильного влияния Дебюсси и Равеля. Но уже и в них просматриваются черты зрелой творческой манеры, буквально фамильные черты композиторов северной Франции, наследников нидерландской школы полифонистов, а именно: лаконизм выразительных средств, строгость мелодического рисунка, рассеивающего красочное гармоническое течение.
В феврале 1939 года Дютийе уезжает на виллу Медичи согласно условиям, предписанным римским стипендиатам Академией изящных искусств. Но его пребывание там из-за тревожных политически событий оказалось непродолжительным. В июне 1939 года Дютийе возвращается в Париж. Мобилизованный в первые дни войн санитаром, Дютийе вскоре после подписания перемирия добирается до Парижа. Чтобы обеспечить материальную независимость, Дютийе дирижирует университетским хором, работает концертмейстером Парижской консерватории, делает аранжировки для балетных трупп.
События военных лет заставили по-новому взглянуть на результаты и тенденции своего творчества. Дютийе просматривает свои сочинения, тщательно изучает написанные ранее эскизы и многие из них уничтожает. Отныне он стремится более радикально отойти от красочного стиля Дебюсси и Равеля, намечая путь к мелодически насыщенному письму.
Сразу же после освобождения творческая и музыкально-общественная деятельность Дютийе становится заметной в среде художественного Парижа. В 1943 году композитор приходит работать на Радио. В 1954 году он начинает руководить отделом музыкальных иллюстраций. Эта работа, продолжавшаяся до 1963 года (в 1963 году композитор начинает преподавать в «Схола канторум»), значительно обогатила Дютийе. Ее влияние на творчество композитора было многосторонним. И, прежде всего, оно выразилось в том, что в конце 40-х годов Дютийе создает много прикладной, оформительской музыки. В качестве руководителя отдела музыкальных иллюстраций пытается найти новые формы радиофонической выразительности, музыкального радио-театра. Он привлекает к этой работе многих молодых композиторов, среди которых П.Булез, М.Охана, К.Баллиф.
Работа на радио позволила Дютийе познакомиться с широким кругом проблем, волнующих французских композиторов в послевоенное время. Дютийе становится втянутым в самые радикальные искания современных французских композиторов. В 1951 году он приходит вместе с Мессианом, Жоливе, Булезом в Группу исследований конкретной музыки. В его сознание также проникают эстетические и стилистические проблемы, дебатирующиеся вокруг идеи додекафонной музыки.
Дютийе объявляет свою независимость от каких-либо течений в современной французской музыке. Он не примыкает к группировке Мессиана и Жоливе, чтобы отдать дань в звуках миру магической красоты, и не принимает безусловно идеи и доктрины серийной техники. Его девиз быть «независимым» композитором.
В 70-е годы композитор активно работает в жанре камерно-инструментальной музыки: он пишет «Figures des Resonances» для 2-х фортепиано, «Дань уважения Полю Саше» для виолончели соло. Одним из значительных сочинений этих лет стал струнный квартет под названием «Ainsi la Nuit» («Итак, ночь»). Его семь небольших частей своей гармоничностью выразительных средств напоминают виолончельный концерт «Мир далекий».
«Когда я берусь за новое сочинение, я чувствую себя по-настоящему счастливым только в той стадии моей работы, когда творчество начинает поглощать меня всецело. Но чтобы достичь этой полноты, необходимо постоянно бороться против рассеивания сознания, против шума повседневного волнения. Я спрашиваю себя, каким образом такая шумная и бурная эпоха, как наша, порождает столько музыки в то время, как мы испытываем необходимость в молчании для того, чтобы обдумывать нашу музыку» писал композитор в 70-е годы. Раскрыв себя в своих произведениях к этому времени как со стороны своих творческих стремлений, так и со стороны своих человеческих качеств, Дютийе ощутил себя «внеположенным» современному ему времени, его бурной и динамичной стихии. Его мечтательность, тяготение к «неведомому прекрасному» не давали возможность, по его собственному признанию, включиться в динамику современной жизни и поэтому делали его как бы чуждым ей. Но, сам того не замечая, Дютийе всем своим творчеством отозвался на призыв к нему, высказанный в открытом письме Даниэлем Лесюром еще в начале 50-х годов, когда композитор только еще начинал свой путь: «Признайтесь, ваша музыка программная; вы не умеете защитить себя от ясного проявления своих чувств. Благородство вашей души, движения вашего сердца, изящество ваших чувств играют здесь роль, какую человек истинно современный отвергает Я должен вам признаться но не обманите моих ожиданий, что считаю вас достойным наследником французской музыкальной традиции, о которой я знаю, что она довольно гибкая, живая и прочная для того, чтобы оказывать сопротивление всем посягательствам, совершаемым против нее» Таким представляется современникам Дютийе, композитор «романтик, говорящий языком XX столетия».
Henri Dutilleux (1916–2013) was one of the most important French composers of the second half of the 20th century, producing work in the tradition of Maurice Ravel, Claude Debussy, and Albert Roussel, but in a style distinctly his own.
Born on the 22nd January 1916, as a young man Dutilleux studied harmony, counterpoint and piano with Victor Gallois at the Douai Conservatory before leaving for Paris. There from 1933 to 1938 he attended the classes of Jean and Noël Gallon (harmony and counterpoint), Henri-Paul Busser (composition) and Maurice Emmanuel (history of music) at the Paris Conservatoire.
Dutilleux won the Prix de Rome in 1938 for his cantata L'Anneau du Roi but did not complete the entire residency in Rome due to the outbreak of World War II. He worked for a year as a medical orderly in the army and then came back to Paris in 1940 where he worked as a pianist, arranger and music teacher and in 1942 conducted the choir of the Paris Opera.
Dutilleux worked as Head of Music Production for French Radio from 1943 to 1963. He served as Professor of Composition at the École Normale de Musique de Paris from 1961 to 1970. He was appointed to the staff of the Paris Conservatoire in 1970. His students include French composers Gérard Grisey and Francis Bayer and Canadian composer Jacques Hétu.
He died on the 22nd May 2013.
Творческий и жизненный путь Анри Дютийе не был блистательным восхождением к вершинам, он состоял из внешне незаметной, но внутренне интенсивной работы и редких моментов наступающей вслед за ней удовлетворенности. Его жизнь мало примечательна внешними событиями, ее скорее отличает большая внутренняя сосредоточенность.
Будущий композитор родился в январе 1916 года в Анже, где семья Дютийе спасалась от немецкой оккупации. Вскоре после войны родители Дютийе вернулись на север в свой родной город Дуэ, где и прошли детские годы композитора. Отец композитора Поль Дютийе был скрипачом, мать пианисткой. В доме царила атмосфера музыки Форе и Равеля.
С восьмилетнего возраста Дютийе совмещает учебу в лицее с занятиями в местной консерватории. В 1932 году Дютийе приезжает в Париж, а в следующем году поступает в Парижскую консерваторию, где посещает класс композиции у А. Бюссе, изучает гармонию под руководством Ж. Галлона, контрапункт и фугу под руководством Н. Галлона, историю музыки у известного композитора и музыковеда М. Эмманюэля.
В 1935 году Дютийе получил первую премию по гармонии, в 1936 году по контрапункту композиции. Одно из крупных сочинений тех лет кантата «Царское кольцо» по поэме Эльзы Воллен удостаивается Римской премии. Первые произведения Дютийе несут на себе следы сильного влияния Дебюсси и Равеля. Но уже и в них просматриваются черты зрелой творческой манеры, буквально фамильные черты композиторов северной Франции, наследников нидерландской школы полифонистов, а именно: лаконизм выразительных средств, строгость мелодического рисунка, рассеивающего красочное гармоническое течение.
В феврале 1939 года Дютийе уезжает на виллу Медичи согласно условиям, предписанным римским стипендиатам Академией изящных искусств. Но его пребывание там из-за тревожных политически событий оказалось непродолжительным. В июне 1939 года Дютийе возвращается в Париж. Мобилизованный в первые дни войн санитаром, Дютийе вскоре после подписания перемирия добирается до Парижа. Чтобы обеспечить материальную независимость, Дютийе дирижирует университетским хором, работает концертмейстером Парижской консерватории, делает аранжировки для балетных трупп.
События военных лет заставили по-новому взглянуть на результаты и тенденции своего творчества. Дютийе просматривает свои сочинения, тщательно изучает написанные ранее эскизы и многие из них уничтожает. Отныне он стремится более радикально отойти от красочного стиля Дебюсси и Равеля, намечая путь к мелодически насыщенному письму.
Сразу же после освобождения творческая и музыкально-общественная деятельность Дютийе становится заметной в среде художественного Парижа. В 1943 году композитор приходит работать на Радио. В 1954 году он начинает руководить отделом музыкальных иллюстраций. Эта работа, продолжавшаяся до 1963 года (в 1963 году композитор начинает преподавать в «Схола канторум»), значительно обогатила Дютийе. Ее влияние на творчество композитора было многосторонним. И, прежде всего, оно выразилось в том, что в конце 40-х годов Дютийе создает много прикладной, оформительской музыки. В качестве руководителя отдела музыкальных иллюстраций пытается найти новые формы радиофонической выразительности, музыкального радио-театра. Он привлекает к этой работе многих молодых композиторов, среди которых П.Булез, М.Охана, К.Баллиф.
Работа на радио позволила Дютийе познакомиться с широким кругом проблем, волнующих французских композиторов в послевоенное время. Дютийе становится втянутым в самые радикальные искания современных французских композиторов. В 1951 году он приходит вместе с Мессианом, Жоливе, Булезом в Группу исследований конкретной музыки. В его сознание также проникают эстетические и стилистические проблемы, дебатирующиеся вокруг идеи додекафонной музыки.
Дютийе объявляет свою независимость от каких-либо течений в современной французской музыке. Он не примыкает к группировке Мессиана и Жоливе, чтобы отдать дань в звуках миру магической красоты, и не принимает безусловно идеи и доктрины серийной техники. Его девиз быть «независимым» композитором.
В 70-е годы композитор активно работает в жанре камерно-инструментальной музыки: он пишет «Figures des Resonances» для 2-х фортепиано, «Дань уважения Полю Саше» для виолончели соло. Одним из значительных сочинений этих лет стал струнный квартет под названием «Ainsi la Nuit» («Итак, ночь»). Его семь небольших частей своей гармоничностью выразительных средств напоминают виолончельный концерт «Мир далекий».
«Когда я берусь за новое сочинение, я чувствую себя по-настоящему счастливым только в той стадии моей работы, когда творчество начинает поглощать меня всецело. Но чтобы достичь этой полноты, необходимо постоянно бороться против рассеивания сознания, против шума повседневного волнения. Я спрашиваю себя, каким образом такая шумная и бурная эпоха, как наша, порождает столько музыки в то время, как мы испытываем необходимость в молчании для того, чтобы обдумывать нашу музыку» писал композитор в 70-е годы. Раскрыв себя в своих произведениях к этому времени как со стороны своих творческих стремлений, так и со стороны своих человеческих качеств, Дютийе ощутил себя «внеположенным» современному ему времени, его бурной и динамичной стихии. Его мечтательность, тяготение к «неведомому прекрасному» не давали возможность, по его собственному признанию, включиться в динамику современной жизни и поэтому делали его как бы чуждым ей. Но, сам того не замечая, Дютийе всем своим творчеством отозвался на призыв к нему, высказанный в открытом письме Даниэлем Лесюром еще в начале 50-х годов, когда композитор только еще начинал свой путь: «Признайтесь, ваша музыка программная; вы не умеете защитить себя от ясного проявления своих чувств. Благородство вашей души, движения вашего сердца, изящество ваших чувств играют здесь роль, какую человек истинно современный отвергает Я должен вам признаться но не обманите моих ожиданий, что считаю вас достойным наследником французской музыкальной традиции, о которой я знаю, что она довольно гибкая, живая и прочная для того, чтобы оказывать сопротивление всем посягательствам, совершаемым против нее» Таким представляется современникам Дютийе, композитор «романтик, говорящий языком XX столетия».
Henri Dutilleux (1916–2013) was one of the most important French composers of the second half of the 20th century, producing work in the tradition of Maurice Ravel, Claude Debussy, and Albert Roussel, but in a style distinctly his own.
Born on the 22nd January 1916, as a young man Dutilleux studied harmony, counterpoint and piano with Victor Gallois at the Douai Conservatory before leaving for Paris. There from 1933 to 1938 he attended the classes of Jean and Noël Gallon (harmony and counterpoint), Henri-Paul Busser (composition) and Maurice Emmanuel (history of music) at the Paris Conservatoire.
Dutilleux won the Prix de Rome in 1938 for his cantata L'Anneau du Roi but did not complete the entire residency in Rome due to the outbreak of World War II. He worked for a year as a medical orderly in the army and then came back to Paris in 1940 where he worked as a pianist, arranger and music teacher and in 1942 conducted the choir of the Paris Opera.
Dutilleux worked as Head of Music Production for French Radio from 1943 to 1963. He served as Professor of Composition at the École Normale de Musique de Paris from 1961 to 1970. He was appointed to the staff of the Paris Conservatoire in 1970. His students include French composers Gérard Grisey and Francis Bayer and Canadian composer Jacques Hétu.
He died on the 22nd May 2013.
показывать / спрятать больше