Информация об исполнителе
Музыка «Хуун-Хуур-Ту» уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие.
Группа прочно входит в элиту world music планеты.
Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.
Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу.
Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами: «Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти ужасные звуки».
В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин был, чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.
Позднее открылось значение таинственного тувинского слова Хуун-Хуур-Ту расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка передавать в тончайших деталях особенности ландшафта и состояний природы.
Хуун-Хуур-Ту тем временем показывали миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей. Именно это музыкальное смешение говорит о том, что Хуун-Хуур-Ту не вполне «группа горлового пения», и даже не совсем «фольклорный» коллектив. Музыка Хуун-Хуур-Ту, за счет гармоничного сочетания народных и современных инструментов, сильно отличается оттого, что музыковеды привыкли считать тувинской традицией. Это и не удивительно, если вспомнить, что игил тувинский «дедушка» виолончели, дошпулуур родственник банджо, хомус «губная арфа», а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов - прототип современных ударных.
История Хуун-Хуур-Ту начинается в 1992 году, когда тувинцы Кайга-Оoл Ховалыг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали группу «Кунгуртук». В 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовавший впоследствии группу Ят-ха, которая более свободно работает с материалом, смешивая его с более современной музыкой и роком), а его место занял Анатолий Кулууар. Алексей Сарыглар попал в Хуун-Хуур-Ту в 1995 году, заменив Александра Бапа.
Перкуссионист Александр Бапа также создал свой ансамбль, "Чиргилчин" (произведения которого, кстати, введены в школьную программу по музыке в штате Калифорния).
В 1993 году выходит в свет первая пластинка Хуун-Хуур-Ту «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур Хуун-Хуур-тинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, довольно немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа.
На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выразили желание сотрудничать с Хуун-Хуур-Ту. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа (Frank Zappa), незадолго до своей смерти пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию (1993 г.). Музыка Хуун-Хуур-Ту в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами: The Chieftains, Джонни «Гитар» Уотсон (Johni «Guitar» Watson) и Л. Шанкар (L.Shankar). Кронос Квартет (Kronos Quartet) элита современного камерного авангарда также записал несколько композиций совместно с
Хуун Хуур-Ту, одна из которых, «Конгурей», открывает альбом Кронос Квартета «Night Prayers». В 1994г. Кронос и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном 4-хтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.
Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла (Walter Hill) «Джеронимо американская легенда» («Geronimo An American Legend»), киностудия «Columbia Pictures». Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). Еще одна совместная запись была сделана с Микки Хартом (Mickey Hart) барабанщиком культовой группы «Грейтфул Дед» (Grateful Dead) и известным продюсером world music.
За истекшие десять с лишним лет Хуун-Хуур-Ту записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей: Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие.
В Японии Хуун-Хуур-Ту играл с известным там ансамблем "Кодо", исполняющем народную музыку исключительно в "ударном" варианте - на барабанах, самый большой из которых весит 320 килограммов.
В Бельгии записана танцевальная версия ряда песен Хуун-Хуур-Ту, которая доводит бельгийских рэйверов до экстатического транса. В Софии состоялась запись совместного проекта с обладателем премии «Grammy» Болгарским женским хором, получившим мировую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares.
Сейчас в состав группы входят:
Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ
Невероятно талантливый певец-самоучка Ховалыг был пастухом до 21 года, пока его не пригласили в Тувинский государственный ансамбль. Он переселился в Кызыл и начал обучаться горловому пению. Он один из основателей ансамбля Хуун-Хуур-Ту, покинул Тувинский ансамбль в 1993 году, чтобы посвятить себя творчеству в только что созданном квартете. Ховалыг, прежде всего известен своим уникальным исполнением хоомей и каргыраа (вокальные стили).
Саян БАПА
Сын тувинца и русской, вырос в индустриальном городке Ак-Довурак. Он занимался музыкой в Кисловодске, где играл на бас-гитаре в русской джаз-роковой команде в течение нескольких лет. В начале 90-х вернулся в Туву, к музыкальным корням, где стал участником фолк-роковой группы, исполняющей традиционную тувинскую музыку на современных инструментах. Один из основателей Хуун-Хуур-Ту, Саян Бапа - универсальный инструменталист, он играет на дошпулуур, игиле и акустической гитаре. Как вокалист он специализируется на стиле каргыраа.
Андрей МОНГУШ
Андрей Монгуш впервые познакомился с горловым пением в 13-летнем возрасте, помогая своим бабушке и дедушке следить за стадом. Несмотря на обучение в сельскохозяйственном институте до 1991 года, он успел за это время получить бесчисленное множество музыкальных наград. После окончания института Андрей решается продолжить вокальную карьеру, обучаясь игре на местных тувинских инструментах и горловому пению. В 1997 году получает специальность по обучению стилю хоомей и игре на народных инструментах. После получения национального признания за свою работу в средней школе в мае 2003 года он был приглашен выступать в ансамбль
Хуун-Хуур-Ту.
Алексей САРЫГЛАР
Алексей Сарыглар попал в ансамбль в 1995 году, заместив Александра Бапа. Он получил музыкальное образование в Улан-Удэ по классу перкуссии и стал участником государственного ансамбля «Сибирский сувенир». Безмерно талантливый музыкант, исполняющий сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам, играет также на рояле. Как и другие члены группы, живет в Кызыле.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
Группа прочно входит в элиту world music планеты.
Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.
Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу.
Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами: «Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти ужасные звуки».
В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин был, чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.
Позднее открылось значение таинственного тувинского слова Хуун-Хуур-Ту расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка передавать в тончайших деталях особенности ландшафта и состояний природы.
Хуун-Хуур-Ту тем временем показывали миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей. Именно это музыкальное смешение говорит о том, что Хуун-Хуур-Ту не вполне «группа горлового пения», и даже не совсем «фольклорный» коллектив. Музыка Хуун-Хуур-Ту, за счет гармоничного сочетания народных и современных инструментов, сильно отличается оттого, что музыковеды привыкли считать тувинской традицией. Это и не удивительно, если вспомнить, что игил тувинский «дедушка» виолончели, дошпулуур родственник банджо, хомус «губная арфа», а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов - прототип современных ударных.
История Хуун-Хуур-Ту начинается в 1992 году, когда тувинцы Кайга-Оoл Ховалыг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали группу «Кунгуртук». В 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовавший впоследствии группу Ят-ха, которая более свободно работает с материалом, смешивая его с более современной музыкой и роком), а его место занял Анатолий Кулууар. Алексей Сарыглар попал в Хуун-Хуур-Ту в 1995 году, заменив Александра Бапа.
Перкуссионист Александр Бапа также создал свой ансамбль, "Чиргилчин" (произведения которого, кстати, введены в школьную программу по музыке в штате Калифорния).
В 1993 году выходит в свет первая пластинка Хуун-Хуур-Ту «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур Хуун-Хуур-тинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, довольно немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа.
На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выразили желание сотрудничать с Хуун-Хуур-Ту. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа (Frank Zappa), незадолго до своей смерти пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию (1993 г.). Музыка Хуун-Хуур-Ту в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами: The Chieftains, Джонни «Гитар» Уотсон (Johni «Guitar» Watson) и Л. Шанкар (L.Shankar). Кронос Квартет (Kronos Quartet) элита современного камерного авангарда также записал несколько композиций совместно с
Хуун Хуур-Ту, одна из которых, «Конгурей», открывает альбом Кронос Квартета «Night Prayers». В 1994г. Кронос и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном 4-хтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.
Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла (Walter Hill) «Джеронимо американская легенда» («Geronimo An American Legend»), киностудия «Columbia Pictures». Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). Еще одна совместная запись была сделана с Микки Хартом (Mickey Hart) барабанщиком культовой группы «Грейтфул Дед» (Grateful Dead) и известным продюсером world music.
За истекшие десять с лишним лет Хуун-Хуур-Ту записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей: Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие.
В Японии Хуун-Хуур-Ту играл с известным там ансамблем "Кодо", исполняющем народную музыку исключительно в "ударном" варианте - на барабанах, самый большой из которых весит 320 килограммов.
В Бельгии записана танцевальная версия ряда песен Хуун-Хуур-Ту, которая доводит бельгийских рэйверов до экстатического транса. В Софии состоялась запись совместного проекта с обладателем премии «Grammy» Болгарским женским хором, получившим мировую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares.
Сейчас в состав группы входят:
Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ
Невероятно талантливый певец-самоучка Ховалыг был пастухом до 21 года, пока его не пригласили в Тувинский государственный ансамбль. Он переселился в Кызыл и начал обучаться горловому пению. Он один из основателей ансамбля Хуун-Хуур-Ту, покинул Тувинский ансамбль в 1993 году, чтобы посвятить себя творчеству в только что созданном квартете. Ховалыг, прежде всего известен своим уникальным исполнением хоомей и каргыраа (вокальные стили).
Саян БАПА
Сын тувинца и русской, вырос в индустриальном городке Ак-Довурак. Он занимался музыкой в Кисловодске, где играл на бас-гитаре в русской джаз-роковой команде в течение нескольких лет. В начале 90-х вернулся в Туву, к музыкальным корням, где стал участником фолк-роковой группы, исполняющей традиционную тувинскую музыку на современных инструментах. Один из основателей Хуун-Хуур-Ту, Саян Бапа - универсальный инструменталист, он играет на дошпулуур, игиле и акустической гитаре. Как вокалист он специализируется на стиле каргыраа.
Андрей МОНГУШ
Андрей Монгуш впервые познакомился с горловым пением в 13-летнем возрасте, помогая своим бабушке и дедушке следить за стадом. Несмотря на обучение в сельскохозяйственном институте до 1991 года, он успел за это время получить бесчисленное множество музыкальных наград. После окончания института Андрей решается продолжить вокальную карьеру, обучаясь игре на местных тувинских инструментах и горловому пению. В 1997 году получает специальность по обучению стилю хоомей и игре на народных инструментах. После получения национального признания за свою работу в средней школе в мае 2003 года он был приглашен выступать в ансамбль
Хуун-Хуур-Ту.
Алексей САРЫГЛАР
Алексей Сарыглар попал в ансамбль в 1995 году, заместив Александра Бапа. Он получил музыкальное образование в Улан-Удэ по классу перкуссии и стал участником государственного ансамбля «Сибирский сувенир». Безмерно талантливый музыкант, исполняющий сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам, играет также на рояле. Как и другие члены группы, живет в Кызыле.
User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL.
показывать / спрятать больше