Краткий курс DTSНе буду вдаваться в глубокие технические детали - кому очень надо, прочтите это на сайте [url='http://www.dtsonline.com']DTS[/url]. Заострю лишь внимание на отдельных пунктах, которые, по моему опыту, чаще всего вызывают непонимание.
DTS - алгоритм кодирования звуковой информации с потерями (lossy), типа как Dolby Digital, MP3, OGG, но НЕ как APE, SHN, которые есть loseless, без потерь. Как и всякий алгоритм сжатия с потерями его нельзя идеализировать: обязательно добавляются искажения, не присущие оригинальному источнику, потери нюансов, которые наверняка кто-то особо ушастый всегда услышит.
DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука, более того - для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1. Дальнейшее развитие (DTS ES, DTS 24/96) использует те же 6 каналов, но дополнительные данные специально маркируются (поток имеет теговую структуру), так, что обеспечивается 100% совместимость с чистыми 5.1 декодерами, причем совместимость такова, что качество такого "совместимого" декодирования практически неотличимо от качества декодирования "чистого" 5.1 материала.
Преимущество DTS - не только в высоких битрейтах, он не создавался специально и исключительно для использования на высоких битрейтах. Алгоритмы допускают битрейты вниз до 32Kbps (пишу по памяти). Посему, сравнительное тестирование DTS с другими алгоритмами сжатия на одинаковых битрейтах возможно, и, более того, проводилось. Сейчас уже не могу дать ссылку, но я читал отчет сравнительного тестирования DD и DTS на одинаковых битрейтах, где большинство экспертов признали преимущество DTS. Конечно, реально используемые битрейты лишь идут на пользу качеству записей, кодированных в DTS.
Разработчики DTS изначально ориентировались на качественное кодирование музыкального материала, так что использование DTS для многоканальной музыки не случайно. Именно на музыкальных записях, прежде всего, проявляется преимущество алгоритмов DTS.
Для полноценного восприятия всех возможностей DTS необходимо иметь декодер с внутренней арифметикой минимум в 24 бита, выходными ЦАПами минимум в 20 бит, прослушивать через пять идентичные акустические системы, способные воспроизводить полный музыкальный бас (герц до 40) и качественный сабвуфер. Манипуляции с басом не приветствуются. Собственно, поэтому компьютерное качественное декодирование до недавнего времени было невозможно (аудиокарты не принимали данные, более 16 бит), а реально оценить разницу в качестве на дешевой аппаратуре тяжело.
DTS изначально расчитано на правильно размещение акустических систем, компенсации фазовых задержек и уровней даже не предусмотрены в отдельных DTS декодерах, это всё появилось позже, для масс-маркета. Кстати, хотя мануалы это не всегда указывают, во многих качественных ресиверах и декодерах настройки задержек не влияют на декодирование DTS, что может приводить к существенному искажению панорамы при неправильном расположении акустики, тогда как Dolby Digital, вроде, отыгрывает нормально. Кстати, аналогичная ситуация с DVD-A и SACD!
Резюме 1: если Вам кажется, что, например, в фильме, DD дорожка звучит лучше, чем DTS, дело, скорее всего, в Вашей аппаратуре, настройке, помещении, либо в кривости рук звукорежиссера
Резюме 2: если на высококачественных DTS записях с музыкой Вам кажется, что панорама какая-то не такая, например, тылы слишком орут, или непрерывность разбивается - скорее всего, Вам надо правильно расположить и настроить акустику.
Т.к. формат DTS долгое время был "в загоне", исторически сложилось, что записи в DTS замещают звуковые дорожки PCM, и такие записи не содержат никакой отдельной информации, позволяющей аппарату, ничего не знающему о DTS, определить, что это не PCM. Поэтому будьте осторожны: воспроизведение DTS записей может привести к достаточно громкому шуму, т.к. код будет декодироваться, как PCM.
Собственно, этот исторический фактор определил два основных реально используемых битрейта: 1411Kbps (битрейт Audio CD и CPM дорожки на лазерных дисках, LD) и 1536Kbps (битрейт стерео PCM для DVD). Только потом появился т.н. "половинный" битрейт на DVD с фильмами - 768Kbps.
Формат DTS Audio CD - именно тот формат, в котором распространялись аудиотреки для кинотеатров. Выход CD плеера подключался к DTS декодеру. Т.о. это не какое-то левое или искуственное изобретение (как, например, Dolby Digital Audio CD), а изначально задуманный формат.
Сейчас мы к нему плавно и перейдем...
DTS Audio CDИтак, DTS Audio CD - это сидюк, записанный в полном соответствии с форматом аудио-сиди ("красная книга"), вот только звуки закодированы не в PCM, а в DTS, и определить это можно только применением DTS декодера. При его отсутствии запись будет воспроизводиться просто, как шум. Нет никаих специальных меток в формате, отличающих такой диск от аудио-сиди. Соответсвенно, все средства грабления и записи аудио-сиди подходят для этого формата как есть. Единственное требование - ни модифицировать ни бита оригинальной информации.
Распространяться в инете они могут как набор wavов, пара wave/cue или образы дисков программ записи: iso, nrg, img. WAVы могут жаться lossless кодеками типа APE. Форма распространения не имеет никакого значения.
Сам факт существования DTS Audio CD очень не нравится аудиофилам - ведь то, что подобные диски прекрасно проигрываются почти любым CD или DVD плеером, подключенным к декодеру любым "шнурком", сводят на нет их разглагольствования о том, что только очень прецизионные приводы читают сидюки бит-в-бит, и только очень крутые кабели передают цифровую информацию без искажений.Откуда они берутся1. Заводские выпускиИх выпущено мало. "Тогда" обладание DTS декодером было расточительным удовльствием. Сейчас - это самый народный формат качественной многоканальной музыки, т.к. средства воспроизведения есть почти у каждого. Но рынок уже сказал свое "нет" и двинулся в сторону DVD-A и SACD. А жаль...
Почти полный список официальных релизов, подготовленных многоканальным микшированием высококачественных мастер-лент, пожатых качественными аппаратными кодерами DTS, можно посмотреть [url='http://www.dtsentertainment.com/music-featured.php']здесь[/url] или поискать [url='http://www.amazon.com/exec/obidos/search-handle-url/index=music&field-keywords=dts/102-1689912-8278522']на Амазоне в разделе музыки по слову DTS[/url]. Нет там того, что есть в инете? Скорее всего, вам попалось что-то другое...
2. Quad to DTSВ конце 60х-начале 70х годов прошлого века были попытки продвигать четырехканальные, квадрофонические записи. Их (записей) было сделано немало, но вот в приличном виде сохранилось немного. Тогда это было очень дорогим удовольствием. Сейчас коллекционеры-энтузиасты переводят свои коллекции в формат DTS Audio CD. Список подобной коллекции есть, например, [url='http://hometown.aol.com/matrixquad/list.htm']тут[/url] и [url='http://www.greatgig.com/quad/quadcd.htm']тут[/url]. [url='http://home.sprintmail.com/~chipnshell/oddities.html']Здесь[/url] приведен список отличий квадроальбомов от стереоверсий, заодно его можно использовать для проверки существания соответствующей квадрозаписи.
Квадрозаписи распространялись, в основном, в следующих форматах:
Quad Reel (QR) - четырехканальная фонограмма студийного качества
Q8 - бытовой восмиканальный (по 4 с каждой стороны) кассетный магнитофон. В нашей стране вряд ли встречается... Их еще можнго купить (недорого!) на ebayе.
SQ, QS - матричные записи на виниловых пластинках. Требовали специального декодера. Качество разделения каналов невысоко - примерно, как в Dolby ProLogic.
CD-4 - дискретные четырехканальные записи на виниле. Т.е. головка-то снимала две дорожки, но тылы были замешаны, сдвинуте по частоте. Т.о. головка звукоснимателя и предусилитель должны были иметь линейную характеристику в полосе 50КГц! Понятно, такие вертушки и декодеры к ним были дороги...
Т.о. на сегодня самым качественным источником из реально доступных является Q8. Вторым - SQ. Кстати, в SQ, как в совместимом со стерео формате, были выпущены и аудио-сиди... Жаль, не встречал программных SQ-декодеров
К этим записям надо относиться как к наследию, не сильно придираться к качеству, и слушать не шумы и искажения, а музыку, панораму, так, как ее задумали тогда авторы. Ну, как Шаляпин дошел только на шеллаке, но если хочешь услышать Шаляпина... Для истинных ценителей такие записи сегодня - последний шанс услышать знакомые альбомы так, как они должны были бы звучать, если бы не перегибы рынка.
Следует иметь в виду, что квадрозаписи необходимо было слушать через четыре идентичные полночастотные колонки и усилок с четырьмя идентичными каналами. Колонки должны были стоять по углам квадрата, слушатель - в центре. Отклонение от такого расположения ведет к искажению панорамы. Громкостью тылов ситуацию не выправить: направление на источник определяется фазой. Хорошо, если Ваш декодер применяет задержки в настройках и в DTS... Но если кажется, что в вокалу в тылах многовато, попробуйте пересесть в центр бежду фронтами и тылами.
3. Перегоны с DVDНа DVD выходит много музыки. Народ рипает музыку, и перегоняте в формат DTS Audio CD. Процесс не сулит хорошего качества. Лучше купить сам DVD.
Процесс таков:
1. Рипнуть звуковую дорожку.
2. Декодировать ее в 6 wavов (даже, если в оригинале - DTS!)
3. Пересчитать частоту дискретизации из 48КГц в 44.1КГц.
4. Пожать в DTS.
Понятно, что шаги 2-4 качества только убавляют. Не забывайте, что шаг 2, как правило, делается в 16 битах, а не в 24 или 20, или хотя бы 18 (минимум для DD), т.е. с потерей разрешающей способности даже пожатого оригинала. Да и качество софтовых бесплатных распаковщиков не идеально...
Так что, если есть претензии к таким записям - а что ж вы хотели!4. DVD-A и SACD в DTSОтносительно новое направление. Причем, если согнать цифру с DVD-A - не велика проблема, то SACD пока можно переписать только по аналогу. Так что такие копии SACD качеством блистать не должны, а DVD-A - поживем, услышим...
Кстати, некоторые релизы, помеченные как сделанные с DVD-A, реально используют в качестве источника DD или DTS дорожки, записанные на DVD-A для совместимости с DVD Video проигрывателями. Тогда это п.3.
5. СамоделкиПрогнать стереозапись через квадродекодер или Dolby Prologic II, или еще какой-нибудь "размножитель", и зажать в DTS... С квадро не всё так просто - это может оказаться запись в SQ, и далее см. п.2. Вот только точно это вряд ли узнаем. А вот второй вариант - если точно известно, что запись сделана именно так, не советую терять время и трафик. Если их и имеет смысл помещать в этот каталог - то, разве что, как потвержденное опытом предупреждение потомкам.