Информация об исполнителе
Джон Зорн (John Zorn) (р. 2 сентября 1953 в Нью-Йорке) - американский композитор, саксофонист, мультиинструменталист, музыкальный продюсер. Лидер современного музыкального авангарда, точнее - сложившейся в Нью-Йорке в последние 25 лет школы новой импровизационной музыки, в которой перемешиваются всевозможные влияния и элементы музыкальных культур всего света и всех времен. Зорн также создатель, владелец и продюсер Tzadik - одного из самых известных авангардных рекорд-лейблов в мире.
Его творчество отличает удивительное жанровое разнообразие, Джон Зорн как явление никак не умещается в стандартные рамки какого-то одного жанра или стиля. Он умудряется комфортно сидеть даже не на двух, а, кажется, на десяти стульях сразу. Его воображение находит пищу в любых культурных, музыкальных, звуковых и шумовых явлениях, которые только может предложить человеку эпоха телевидения и звукозаписи. Даже для самой общей характеристики творчества Джона Зорна критики используют десяток терминов: авангард, электроника, фри-джаз, музыка для кино, пост-боп, еврейская музыка, импровизация, современная композиция. И это еще не предел. Его новаторский талант проявился и в причудливом объединении традиций еврейской и японской музыки с самыми радикальными современными экспериментами.
В начале 70-х Зорн перепробовал играть на самых разных инструментах, и в итоге выбрал саксофон, в связи с чем поступил в Уэбстер-колледж (Сент-Луис). Однако традиционный, академический подход к музыке, преподававшийся в колледже, вызывал у него отвращение. Его больше привлекали авангардисты в классике - Игорь Стравинский, Карлхайнц Штокхаузен, Джон Кейдж - и новаторы в джазе: Энтони Брэкстон, Орнетт Коулмэн, Роско Митчелл.
Работы Зорна 70-х часто сугубо теоретичны, поэтому и кажутся профанам хаотичным шумовым потоком. Многие из них тесно связаны с визуальными формами подачи. Скажем, музыкант мог во время своего выступления распиливать пополам телефонную книгу. Одно из наиболее оригинальных его изобретений - музыкальная игра. В ней нет выигравших и проигравших, а главное правило - движение музыки в определенном направлении. Развлекаться таким образом могут первоклассные музыканты-импровизаторы, рождая в процессе игры единственное и неповторимое музыкальное произведение. В 80-е годы наряду со сценическими импровизациями Зорн начинает гораздо активней заниматься студийной работой. Именно в этот период появляются его классические записи «The Big Gundown» и «Spillane», он впервые пробует писать музыку для кинофильмов. В его стиле начинает преобладать постмодернистское направление, в котором интегрируются или противопоставляются самые разные музыкальные жанры.
Одним из самых амбициозных и удачных его проектов стал секстет Naked City, который в 1989 году дебютировал с одноименным альбомом. Зорну удавалось собирать вокруг себя исключительно талантливых людей. В рядах Naked City образца 89 года значились гитарист Bill Frisell, авангардный бас-гитарист Fred Frith, клавишник Wayne Horvitz, барабанщик Joey Baron, японский вокалист Yamatsuka Eye и сам Зорн на альт-саксофоне. В 1993 году группа распалась, а Зорн собрал новый коллектив Masada, с которым пустился в плавание в совершенно другом направлении, глубоко нырнув в традиционную еврейскую музыку. В работах этого периода за основу брались чаще всего произведения Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), в которые вплетались еврейские мотивы.
Также 1989 году Джон Зорн записывает пластинку «Spy vs spy» с авторским исполнением композиций Орнетта.
Некоторые другие проекты Джона Зорна: Painkiller, Bar Kokhba, Electric Masada, Hemophiliac. На данный момент полная дискография Зорна насчитывает не одну сотню альбомов.
Его творчество отличает удивительное жанровое разнообразие, Джон Зорн как явление никак не умещается в стандартные рамки какого-то одного жанра или стиля. Он умудряется комфортно сидеть даже не на двух, а, кажется, на десяти стульях сразу. Его воображение находит пищу в любых культурных, музыкальных, звуковых и шумовых явлениях, которые только может предложить человеку эпоха телевидения и звукозаписи. Даже для самой общей характеристики творчества Джона Зорна критики используют десяток терминов: авангард, электроника, фри-джаз, музыка для кино, пост-боп, еврейская музыка, импровизация, современная композиция. И это еще не предел. Его новаторский талант проявился и в причудливом объединении традиций еврейской и японской музыки с самыми радикальными современными экспериментами.
В начале 70-х Зорн перепробовал играть на самых разных инструментах, и в итоге выбрал саксофон, в связи с чем поступил в Уэбстер-колледж (Сент-Луис). Однако традиционный, академический подход к музыке, преподававшийся в колледже, вызывал у него отвращение. Его больше привлекали авангардисты в классике - Игорь Стравинский, Карлхайнц Штокхаузен, Джон Кейдж - и новаторы в джазе: Энтони Брэкстон, Орнетт Коулмэн, Роско Митчелл.
Работы Зорна 70-х часто сугубо теоретичны, поэтому и кажутся профанам хаотичным шумовым потоком. Многие из них тесно связаны с визуальными формами подачи. Скажем, музыкант мог во время своего выступления распиливать пополам телефонную книгу. Одно из наиболее оригинальных его изобретений - музыкальная игра. В ней нет выигравших и проигравших, а главное правило - движение музыки в определенном направлении. Развлекаться таким образом могут первоклассные музыканты-импровизаторы, рождая в процессе игры единственное и неповторимое музыкальное произведение. В 80-е годы наряду со сценическими импровизациями Зорн начинает гораздо активней заниматься студийной работой. Именно в этот период появляются его классические записи «The Big Gundown» и «Spillane», он впервые пробует писать музыку для кинофильмов. В его стиле начинает преобладать постмодернистское направление, в котором интегрируются или противопоставляются самые разные музыкальные жанры.
Одним из самых амбициозных и удачных его проектов стал секстет Naked City, который в 1989 году дебютировал с одноименным альбомом. Зорну удавалось собирать вокруг себя исключительно талантливых людей. В рядах Naked City образца 89 года значились гитарист Bill Frisell, авангардный бас-гитарист Fred Frith, клавишник Wayne Horvitz, барабанщик Joey Baron, японский вокалист Yamatsuka Eye и сам Зорн на альт-саксофоне. В 1993 году группа распалась, а Зорн собрал новый коллектив Masada, с которым пустился в плавание в совершенно другом направлении, глубоко нырнув в традиционную еврейскую музыку. В работах этого периода за основу брались чаще всего произведения Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), в которые вплетались еврейские мотивы.
Также 1989 году Джон Зорн записывает пластинку «Spy vs spy» с авторским исполнением композиций Орнетта.
Некоторые другие проекты Джона Зорна: Painkiller, Bar Kokhba, Electric Masada, Hemophiliac. На данный момент полная дискография Зорна насчитывает не одну сотню альбомов.
lastfm.ru
показывать / спрятать больше